Отечественная система предупреждения столкновения в воздухе

Институт Авиационного приборостроения «Навигатор» завершил разработку отечественной системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ). Оборудование может быть использовано на всех типах самолётов. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на генерального директора АО «Навигатор» Сергея Бабурова.

СПСВ, реализующая функции TCAS II, выдаёт экипажу рекомендации по устранению конфликтной ситуации в воздухе. С помощью запросов бортовых приёмоответчиков она определяет дальность, пеленг и относительную высоту окружающих воздушных судов. При взаимодействии с ВС, оборудованным системой TCAS II, производится совместная координация манёвра, позволяющего избежать столкновения.

Разработка питерского «Навигатора» поддерживает обмен данными с бортовыми системами, как по традиционным цифровым интерфейсам типа ARINC 429, так и по перспективным высокоскоростным цифровым интерфейсам AFDX и Ethernet, радикально повышающим надёжность и целостность передаваемых данных. СПСВ создана с учётом перспективных международных программ развития авионики — SESAR и NextGen с использованием операционной системы ARINC 653 и имеет широкие возможности обновления функциональности в течение жизненного цикла.

По словам Сергея Бабурова, СПСВ — первая отечественная система, которая предупреждает самолёты, выдаёт сигнал в автопилот для уклонения от столкновения с другими ВС. Разработка велась по инициативе самой компании. «Это последний блок авионики, которого не хватало нашей авиационной промышленности», — пояснил он.

Он рассказал, что у системы есть режим гибридного наблюдения — наблюдение за воздушной обстановкой в пассивном режиме и активной антенны, которая передаёт информацию другим воздушным судам о своём местонахождении. СПСВ может применяться на любом типе российских самолётов: Ил-96, Superjet 100, Ил-114-300, МС-21, Ту-214. «Сейчас система уже устанавливается на эти самолёты, а проходит испытания на самолёте Л-410», — добавил руководитель предприятия-разработчика.

По его словам, мировым монополистом на рынке подобных систем является американская компания Collins Aerospace со своей разработкой TCAS. «Она настолько сложная, что американцы шли к ней десятилетия. Мы тоже. И это большая удача — сделать такую уникальную систему. Этот прибор ждала вся отечественная индустрия», — подчеркнул гендиректор «Навигатор».

Он добавил, что СПСВ без системы предупреждения близости земли впервые была представлена на МАКС-2021. Сейчас в СПСВ интегрировано несколько дополнительных функций, в том числе распознание контура земли.

По теме: