15 июня 2022г. средства массовой информации с подачи РИА Новости растиражировали «сенсационное» сообщение, что лёгкий тактический самолёт Checkmate (Су-75) получит реактивное сопло двигателя со всеракурсным управляемым вектором тяги.
Данная новость не является новой — ещё в марте-2022 об этом сообщило ТАСС со ссылкой на имеющийся в распоряжении агентства патент, в котором сказано: «Поворотное реактивное сопло двигателя самолета располагается по оси симметрии фюзеляжа и используется для управления и балансировки в полете, может быть выполненным как отклоняемым только вверх – вниз в вертикальной плоскости, так и всеракурсным». В данном случае речь идёт о патенте RU 2 768 101 C1.
Заявка на патент лёгкого тактического самолёта была подана в Федеральную службу интеллектуальной собственности (ФИПС) компанией «Сухой» 19 июля 2021 года — за день до открытия авиасалона МАКС-2021, в ходе которого состоялась презентация перспективного истребителя пятого поколения. 23 марта 2022 года ФИПС зарегистрировала этот патент.
В описании формулы изобретения конструкторы «Сухого» поясняют, что лёгкий тактический самолёт имеет поворотное реактивное сопло, которое используется для управления и балансировки в полёте и может быть двух типов: либо отклоняемым в вертикальной плоскости, либо в любом направлении, т.е., является всеракурсным. Это значит, что самолёт будет предлагаться заказчикам в двух исполнениях. Об этом же в ходе презентации на МАКС’е говорил заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.
Сейчас на самолёте установлен проверенный временем и надёжный двигатель в классе тяги 14,5 – 16 тонн. Как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в однодвигательную компоновку. Учитывая, что в Checkmate используется задел знаний и компетенций, полученный при создании истребителя Су-57, речь идёт о двигателе с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Это двигатель с круглым соплом, обеспечивающим всеракурсный вектор тяги.
Вторым типом двигателя с отклоняемым соплом, но только в вертикальной плоскости, может быть двигатель, который применяется на ударном БПЛА С-70Б-1 «Охотник», его выкатка состоялась в декабре 2021 года в Новосибирске. Это может быть адаптированный под плоское сопло тот же АЛ-41Ф1.
В тоже время ОДК продолжает работу над двигателем пятого поколения для оперативно-тактической авиации – это «изделие 30» – двигатель второго этапа для Су-57. Checkmate, как платформа может быть использован в том числе и для установки двигателя нового поколения. «Доработка, которая понадобится в этой связи, не критична, а сопло уже носит переходный характер», – сказал Юрий Слюсарь в ходе презентации истребителя на МАКС-2021. Он не уточнял, в какой комплектации силовой установки самолёт будет предлагаться потенциальным заказчикам, но учитывая адаптивность Checkmate, при необходимости клиенты смогут сами выбрать двигатель на этапе согласований и подписания контракта.
В Ростехе пояснили РИА Новости, что ранее предполагалось оснастить самолёт двигателем с управляемым вектором тяги только в вертикальной плоскости. Прежде всего это необходимо для укороченной дистанции взлёта — это одно из требований к полноценным самолётам пятого поколения. «Сегодня мы решили добавить опцию по установке двигателя с всеракурсным УВТ по желанию заказчика. Самолёт с таким соплом получит маневренность, значительно превосходящую возможности “классических” однодвигательных машин», — подчеркнули в корпорации.
Представитель Ростеха добавил, что наличие опции с всеракурсным соплом повысит адаптивность авиационной платформы и позволит конфигурировать самолёт в соответствии с пожеланиями заказчика.
По теме:
- 19.09.2021г. «Аргентинское танго» в исполнении истребителя Checkmate…
- 03.09.2021г. Д. Мантуров: бюджет под ЛТС Checkmate свёрстан в том числе, с привлечением внебюджетных средств…
- 28.07.2021г. КнААЗ строит прототип истребителя Checkmate для статических испытаний…
- 26.07.2021г. Su-75 Checkmate – лёгкий тактический истребитель…
Мнение: Запоздалые планы, а где результаты…, но время покажет…
Двумя типами сопел…
Это смотря с какой стороны посмотреть: установка другого сопла, возможное изменение узлов навески и т.п это можно считать модернизированный(другой) двигатель, так что мы оба правы с понятием к авиации, благодарю за комментарий!
Надо ещё третий тип двигателя добавить – с возможностью вертикального взлёта, зависания в воздухе и вертикальной посадки. И желательно с возможностью летать в ближнем космосе на скорости 10 махов.
Благодарю за комментарий, но я считаю пускай в начале изготовят и испытают, что задумали, а уже потом исполнят выши фантазии, но это уже будет другая компоновка и другие финансы в этом большие сомнения на реализацию…