Китайский флагман C919 готов бросить вызов дуополии А и Б

С задержкой в шесть лет от намеченных планов, первый китайский среднемагистральный самолёт С919 завершил лётные испытания и готов до конца текущего года поступить в парк авиакомпании OTT Airlines – дочерней China Eastern. Сейчас в парке OTT Airlines – семь китайских региональных самолётов ARJ21 и два «бизнес-джета» Embraer. Окончание затянувшейся сертификации и получение сертификата типа ожидается в ближайшие месяцы.

14 мая 2022 года в шанхайском международном аэропорту Пудун первый серийный C919 поднялся в воздух. Лайнер с б/н B-001J (MSN107) взлетел в 6 часов 52 минуты и выполнил полёт, который продолжался немногим более трёх часов. На следующий день продолжительность полёта составила 4 часа 45 минут.

Генеральный директор группы Airbus Гийом Фори допустил, что появление в ближайшее время на авиарынке китайского среднемагистрального лайнера создаст прямую конкуренцию самолётам A220, A320 и Boeing 737( * нашему МС-21).

«Похоже, что приближается ввод в эксплуатацию C919 производства COMAC, и, действительно, на рынке будет новый игрок. В прошлом были и другие попытки других авиаконструкторов вмешаться в соревнование между Airbus и Boeing в сегменте ближнемагистральных и среднемагистральных самолётов. К этому игроку надо относиться очень серьёзно”, – заявил Фори 28 июля в эфире телеканала BFMTV.

Финальная сборка самолета C919 для стартового заказчика

Однако, по его мнению, COMAC «потребуется много времени, прежде чем удастся нарастить темпы производства, доказать надёжность самолёта, чтобы быть одним из трёх игроков при значительном доминировании сегодня Boeing и Airbus».

Глава европейского самолётостроительного концерна считает, что основным активом COMAC является огромный внутренний рынок Китая, и именно он представляет собой риск для Airbus среди местных авиакомпаний, увеличивших количество заказов на C919. Фори пообещал очень внимательно следить за тем, что происходит в китайской авиастроительной корпорации.

Программа создания С919 стартовала в 2008 году. В Поднебесной планировали поднять в воздух первый опытный самолёт через шесть лет – в 2014 году, а серийные поставки начать в 2016-м. Однако, как это обычно происходит, сроки имели тенденцию сдвигаться на более поздние, и сборка первого С919 завершилась в ноябре 2015 года, а в воздух он поднялся только 5 мая 2017 года. В конце года к нему присоединился второй опытный образец, в декабре 2018-го – третий, а во второй половине 2019 года – ещё три опытных машины.

Фото © COMAC

Крыло лайнера выполнено из титановых сплавов. Сверхкритический профиль повышает аэродинамическую эффективность и снижает лобовое сопротивление. В 2012 году китайская компания AVIC начала проектирование композитного крыла. Проект включал анализ конструкции, изготовление и сборку, а также соответствующие испытания. Однако уже в апреле 2013-го, спустя три месяца после заявления о готовности двигаться вперед с композитным кессоном крыла, СОМАС отказалась от использования в С919 композитных конструкций. Сообщалось, что разработка композитного кессона крыла задержала бы программу.

С919 в значительной степени комплектуется иностранными узлами, агрегатами и самолётными системами. В качестве силовой установки используются франко-американские двигатели CFMI Leap-1C, а большинство бортовых систем поставляется совместными предприятиями, образованными ведущими западными компаниями с их китайскими партнёрами.

Гондола двигателя, реверс тяги и система выхлопа предоставлены компанией Nexcelle, Michelin поставляет шины Air X. Шасси производятся в Китае совместным предприятием немецкой Liebherr и AVIC, последняя также изготавливает планер самолёта. Большинство систем производятся совместными предприятиями: с UTAS – для электроснабжения, противопожарной защиты и освещения; с Rockwell Collins – системы кабины пилотов и авионика. В кооперации также участвуют Thales, Honeywell, Moog, Parker и другие западные поставщики.

При этом в КНР выделили пять аспектов, почему самолёт является китайским:

  1. общий план конструкции и разработки лайнера исходит от китайских инженеров;
  2. руководит проектированием аэродинамических форм и проводит соответствующие испытания китайская COMAC;
  3. проектирование и изготовление планера полностью выполнены Китаем;
  4. COMAC самостоятельно интегрировала системы от разных поставщиков;
  5. управление проектом полностью выполняется китайской компанией.

В начале 2021 года в COMAC заверяли, что сертификат типа С919 получит до конца года, но позже стало ясно, что последует очередная сдвижка сроков. Сказались неизбежные «детские болезни» нового самолёта, и ограничения на работу китайских авиационных специалистов в условиях пандемии COVID-19. Кроме того появились сложности и задержки с получением западных комплектующих. Теперь разработчики заверяют, что сертификация С919 должна завершиться до конца этого года, и тогда OTT Airlines сможет получить свой первый самолёт.

Comac C919 приступает к финальному этапу испытаний

Журнал «Взлёт» отмечает в своём телеграм-канале, что несмотря на локдауны, сертификационные испытания С919 в этом году заметно интенсифицировались. С начала этого года на шести опытных С919 осуществлено более 200 полётов. «Вполне возможно, что очередное обещание COMAC начать пассажирские перевозки на С919 до конца 2022 года, наконец, сбудется», – резюмирует издание.

Конечно, звание флагмана нужно ещё завоевать, потому что на завершающем этапе сертификации самолёт не может быть флагманским. В тоже время, учитывая, что у КНР нет другого кандидата и в обозримом будущем не появится, можно согласиться, что С919 будет и уже является гордостью китайского авиапрома.

При этом назвать С919 инновационным проектом нельзя. COMAC отказалась от разработки композитного крыла, а конструкция в целом представляет собой набор комплектующих, систем и агрегатов иностранного производства, интегрированных в планер собственной разработки. Отечественный ТРДД CJ-1000A находится пока ещё на стадии ОКР, летом 2020 года были сообщения о его подготовке к лётным испытаниям в составе летающей лаборатории на базе Ил-76. Сертифицировать силовую установку и ввести её в эксплуатацию на С919 планируется в период с 2022 по 2025 годы.

В целом проект китайского гражданского турбореактивного двигателя, как и весь лайнер, критически зависим от зарубежных технологий и комплектующих. Лопатки вентилятора из титанового сплава производятся британской Morgan Advanced Materials Group, компрессор высокого давления – немецкой MTU Aero, камера сгорания изготавливается итальянской корпорацией Avio, а некоторые компоненты – компанией CFM International.

Такая зависимость делает С919 крайне уязвимым от действий и решений правительства США и руководства Евросоюза. Китай – это крупнейший рынок узкофюзеляжных самолётов, потерять который дуополия не может себе позволить. Отсюда любое политическое решение Пекина, которое нанесёт существенный ущерб интересам США, или военное противостояние с Вашингтоном, может привести к тому, что С919 перестанет существовать как полноценный гражданский коммерческий самолёт и останется в истории амбициозным, но не осуществлённым до конца проектом.

По теме: