ЦИАМ проводит высотно-климатические испытания авиатехники

Одно из сертификационных требований EASA к условиям обледенения регламентируется Приложением «О» к правилам CS-25, которое вводит в рассмотрение больших переохлажденных капель и ледяных кристаллов. Если ранее при сертификации самолетов транспортной категории достаточно было рассмотреть обтекание самолета с каплями одного размера 20 мкм, то по требованиям, введённым в 2015 году, необходимо исследовать обтекание потоком с каплями разных размеров.

В Приложении О к CS-25 вводятся в рассмотрение два вида переохлажденных капель, различающихся размером: более мелкие – «морось» (Drizzle) и более крупные – «дождь» (Rain). Технику необходимо испытывать на стойкость к обледенению с образованием частиц размером до 2000 мкм.

В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова проводятся высотно-климатические испытания двигателей и других элементов авиационной техники в условиях разных видов обледенения и в настоящее время завершается усовершенствование испытательного стенда для обеспечения условий обледенения в соответствии с требованиями EASA. Работы ведутся в рамках НИР, выполняемой кооперацией российских предприятий с головным исполнителем ФАУ «ЦАГИ» по заказу Минпромторга России, сообщили в пресс-службе ЦИАМ.

Новая аэродинамическая труба со специальным профилированным каналом позволяет разогнать крупные капли до скоростей порядка 170-190 м/с без распада. Для генерации различного спектра капель и ввода их в скоростной поток специалисты института изобрели коллектор с управляемыми форсунками.

На данный момент выполнены тестовые запуски и получены первые результаты калибровок, показывающие верные технические решения, принятые на этапе проектирования. При создании стенда применялись новые подходы, широко использовался потенциал современных вычислительных систем, которые помогли выполнить большой объем расчетных и конструкторских работ.

В перспективе данная разработка позволит проводить сертификационные и инженерные испытания ЛА и элементов авиационной техники, в частности, противообледенительной системы профиля крыла или лопасти, воздухозаборника авиационного двигателя и различных сигнализаторов в условиях обледенения, соответствующих приложению «О» к CS-25, американским правилам FAR-25, проекту отечественных норм АП-25, а в будущем – АП-29.

Также начинаются активные работы по адаптации оборудования к моделированию обледенения в условиях смешанной фазы и кристаллов льда, расширению возможностей моделирования «классического» обледенения для испытаний более крупногабаритных объектов.