ВК-800СМ ключевой для турбовинтовых региональных самолётов

Работы в «Климове» велись в период с 2003 по 2007 годы. За это время был разработан полный комплект документации на ВК-800В, выпущен эскизный проект, изготовлен и успешно прошёл стендовые испытания опытный образец двигателя.

С 2008 года работы по ВК-800В шли в инициативном порядке за счёт собственных средств предприятия. Можно сказать, что в течение последующих десяти лет работы по двигателю были практически свёрнуты, а для «Ансата» решили адаптировать двигатель ВК-650. Фактически работа над новой версией – ВК-800СМ для самолёта ЛМС-901 «Байкал» началась на рубеже 2018-2019 годов.

Статус реализации программы ЛМС-901

Решение по проекту ВК-800С было принято весной 2018 года, его перекомпоновка для «Байкала» потребовала значительной переделки турбовального ВК-800В. УЗГА вёл эту работу совместно с ООО «Научно-производственный центр «Лопатки. Компрессоры. Турбины». Со стороны УЗГА ВК-800СМ разрабатывали специалисты его питерского двигательного подразделения, костяк которого составил бывший коллектив филиала «Пратт-Уитни Россия» (PWRus), закрытый в 2014 году заокеанскими санкционерами. Проанализировав конструкторскую документацию на ВК-800В, инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для самолётной версии проект требует полной переработки, что и было сделано в кратчайшие сроки.

В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800С в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный варианты самолёта. В том же месяце техдокументация двигателя ВК-800С для адаптации на «Байкал» была передана на УЗГА.

ВК-800СМ спроектирован по традиционной для двигателей такой размерности схеме: компрессор с одной высоконагруженной высокоэффективной центробежной ступенью и одноступенчатой турбиной. Свободная турбина выполнена двухступенчатой.

Как пишет журнал «Крылья Родины» (pdf, стр. 73), отличительной особенностью является применение в конструкции ВК-800СМ камеры сгорания плёночного охлаждения, сокращающего расход охлаждающего воздуха и заметно повышающего КПД двигателя. Улучшению ресурсных характеристик будут способствовать современные технологии литья турбинных лопаток с применением жаропрочных сплавов. Самое пристальное внимание уделяется надёжности двигателя, учитывая его применение в составе силовой установки одномоторного ЛМС-901 «Байкал».

Статус программ авиадвигателестроения ОДК

В конце 2022 года УЗГА поставил на стенд ЦИАМ первый опытный образец ВК-800СМ. В период с 15 января по 17 марта 2023 года в рамках опытно-конструкторской работы успешно прошла стендовые испытания автономная установка камеры сгорания двигателя. Испытания проводились с целью подтверждения расчётных параметров работы камеры сгорания и проверки её розжига во всём диапазоне высот эксплуатации. Полученные в ходе испытаний результаты показали серьёзное превышение высотности запуска относительно технического задания. Был подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8000 м. Во время испытаний газогенератора на стенде специалисты УЗГА и ЦИАМ выполнили более 100 запусков с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все они прошли успешно.

Передать ВК-800СМ на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА планировалось в конце 2023 года. В третьем квартале 2024 года должен состояться первый полёт самолёта «Байкал» с новым двигателем, а завершение сертификации ВК-800СМ намечено на конец текущего года. Однако пока сообщений о начале лётных испытаний ни из Новосибирска, ни из Екатеринбурга не поступало, что может говорить о том, что сроки сертификации и двигателя, и самолёта «Байкал» сдвинутся, также сдвинется начало серийного производства самолёта.

Помимо ЛМС-901 «Байкал» двигатель ВК-800СМ ждут проекты совместного российско-белорусского самолёта ЛМС-192 «Освей» и учебно-тренировочный УТС-800, что делает эту силовую установку ключевой для дальнейшего развития как малой авиации для региональных авиаперевозок, так и для перспективного учебного самолёта.