Технологический суверенитет страны складывается из благополучия каждого из ее регионов. В свою очередь, неотъемлемой частью развития экономики отдельных территорий является транспортная доступность, обеспечить которую призвана региональная авиация.
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») участвуют в создании перспективного регионального самолета с электрической силовой установкой (СУ). Работа ведется в рамках НИР «Интеграл-РС» по заказу НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в тесном сотрудничестве с ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова» и ФАУ «CибНИА имени С.А. Чаплыгина».
Авиалайнер придет на смену самолетам Як-40 и Ан-24. Планируется, что он будет взлетать с коротких и слабо подготовленных взлетно-посадочных полос, характерных для аэродромов отдаленных муниципальных образований. Для повышения несущей способности крыла такого летательного аппарата предусмотрено применение электрической импеллерной распределенной силовой установки (ИРСУ). Ряд ее элементов, в том числе воздухозаборник, были разработаны в ЦАГИ.
Одним из этапов изучения эффективности технологии интеграции планера и импеллерной СУ стали исследования характеристик воздухозаборного устройства на крейсерских режимах полета. Его испытания в составе модели опытного отсека крыла, изготовленной специалистами научно-производственного центра института, прошли в аэродинамической трубе прямоточных двигателей.
На крейсерском режиме полета, в диапазоне скоростей от 136 до 204 м/с, моделировалась работа воздухозаборного устройства ИРСУ. Ученые измерили газодинамические параметры воздушного потока на входе в двигатель, исследовали профиль полного давления перед воздухозаборником. Также с помощью метода «густого» масла (PISFV — Particle Image Surface Flow Visualization, метод визуализации поверхностных течений по изображениям частиц, разработан в ЦАГИ) визуализировалась траектория движения газа по поверхности модели в области воздухозаборного устройства.
В итоге были получены характеристики потока на входе в двигатель при моделировании расхода воздуха, такие как коэффициент восстановления полного давления, зависимость параметров воздухозаборника от угла атаки и скольжения, скорости и др. Эти данные будут использованы при подготовке летных испытаний опытного отсека крыла на летающей лаборатории ЛЛ-40 (лаборатория на базе самолета Як-40).
«Разрабатываемая нами совместно с институтами НИЦ „Институт имени Н.Е. Жуковского“ технология энергетического управления обтеканием на основе импеллерной СУ позволяет значительно увеличить коэффициент подъемной силы крыла регионального самолета. Благодаря этому возможно существенное уменьшение длины разбега и пробега авиалайнера, что актуально для отдаленных территорий нашей страны, обладающих сетью аэродромов с короткой взлетно-посадочной полосой», — рассказал заместитель начальника Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Евгений Пигусов.
По теме:
- 13.03.2024г. Испытания аварийной турбонасосной установки для МС-21 прошли в ЦАГИ…
- 29.02.2024г. Молодые специалисты АО «Туполев» посетили ЦАГИ…
- 03.07.2019г. В ЦАГИ прошли продувки БПЛА на солнечной энергии…
Началась стыковка частей фюзеляжа 10-го серийного МС-21
На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комплекта самолёта МС-21. Об этом сообщается в ТГ-канале «Заметки […]
Современная линия ультразвуковой мойки авиадеталей
В инженерном корпусе иркутского авиазавода завершается монтаж нового оборудования – скоро в эксплуатацию будет введена современная линия ультразвуковой мойки деталей […]
К 155 летию со дня рождения С.А. Чаплыгина
Русский гений, идеи которого предопределили развитие современной аэромеханики и аэродинамики, многогранная, выдающаяся личность — все это об академике АН СССР, […]