Статус программ Ил-76МД(ТД/Э)-90А (Ил-76МД-М)

Разработка: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
Первый полет: 22 сентября 2012 г.
Стадия проекта: Серийное производство Производство: ЗАО “Авиастар-СП”

Самолет Ил-76МД-90А создан на базе серийного самолета Ил-76МД, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2. Ил-76МД-90А предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров.

Самолет Ил-76МД-90А (проект Ил-476) создан на базе серийного самолета Ил-76МД, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2. Ресурс самолёта: 30 лет/10000 посадок/30000 часов…

Общие сведения о проектах:

Ил-76МД-90А предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров. Модифицированные самолеты Ил-76МД-90А соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиям Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Это, наряду с возможностью самолетовождения по требованиям RNP-1, позволило расширить географию полетов самолетов Ил-76МД-90А как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях. Полностью модернизирована кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно – навигационное оборудование. На приборной панели летчиков расположены шесть многофункциональных цифровых экранов, на которых отображается вся информация, необходимая для управления самолетом. Рабочее место штурмана оборудовано многофункциональным индикатором, обеспечивающим отображение навигационной информации. Таким образом, на самолете реализована так называемая «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов…

История создания и особенности Ил-76МД-90А(изд.476)

Ил-76 собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. С 70-х годов на предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт. Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. 

Хронология подготовки машины к первому полёту и её испытаний:

15 декабря 2011 г. – первая выкатка из цеха окончательной сборки АО «Авиастар-СП».

2012 год.

  • 5 июля – вторая выкатка;
  • 7 июля – передача машины на ЛИС, начало первого этапа наземных испытаний. Отработка систем и устранение замечаний специалистами ОАО «Ил», ЗАО «Авиастар-СП» и предприятий смежников;
  • август – начало второго этапа наземных испытаний, передача машины ОАО «Ил»;
  • 13 сентября – первая гонка двигателей;
  • 21 сентября – скоростная пробежка, получение разрешения на первый полёт;
  • 22 сентября – первый полёт (продолжительностью 29 минут), под регистрационным номером RA-78650, КВС – Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.

Авиазавод «Авиастар-СП», созданный для производства больших самолетов (Ан-124 «Руслан»), в то время был загружен по минимуму. Решение принималось в короткие сроки. 3 апреля на «Авиастаре» прошло срочное совещание руководящего состава. А в 23.00 того же дня в Объединенную авиастроительную корпорацию отправились предложения, включающие полную информацию о производственных площадях, персонале, уровню цифровых технологий предприятия, кооперации с другими заводами, возможными темпами выпуска.
14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название «476«... Далее подробнее:

Роботизированная линия сборки фюзеляжа Ил-76МД-90А

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема самолета нормальная, высокоплан, конструкция идентична конструкции Ил-76. Изготовление планера самолета (фюзеляж, крылья, оперение) ведется на авиазаводе “Авиастар” (г.Ульяновск), шасси изготавливается ПО “Авиаагрегат” (г.Самара). Крыло разработано вновь с использованием с длинномерных панелей кессона.

Модификации

  • Ил-76МД-90А / изделие 476 – базовая модель транспортного самолета.
  • А-100 “Премьер” – новый самолет ДРЛОиУ для ВВС России на базе Ил-76МД-90А.
  • Ил-78М-90А – самолет-заправщик на базе Ил-76МД-90А.

Тактико-технические характеристики

Экипаж - 6 чел
Длина - 46,6 м
Размах крыла - 50,5 м
Высота - 14,76 м
Площадь крыла  - 300 кв.м
Объем грузовой кабины - 312 куб.м
Масса взлетная - 210000 кг 
Масса посадочная - 160000 кг
Масса топлива - 87600 кг (во внутренних баках)
Масса полезной нагрузки - 60000 кг 
Скорость максимальная - 850 км/ч (на высоте)
Потолок практический - 12000 м
Дальность полета:
◊ максимальная - 6000 км 
◊ с полезной нагрузкой 40000 кг - 5400 км
◊ с полезной нагрузкой 50000 кг - 4100 км
Разбег - 1600 м
Пробег - 900 м
Полезная нагрузка:
- 120-220 десантников;                                                                                   - до 2 единиц техники (БМП / БМД / автомобиля);
Двигательная установка:
4 х ТРДД ПС-90А-76 с тягой по 14500 кг.
Оборудование:
Прицельно-навигационный комплекс Купол-III-76М(А) - с РЛС, цифровой, с индикацией на LCD-дисплеи.                                                                                        Цифровая система автоматического управления самолетом. Система предупреждения столкновений TCAS-2000.                                                                                     Открытая архитектура прицельно-навигационного пилотажного комплекса в Ил-76МД-90А позволяет использовать оборудование российского и зарубежного производства. На самолете используется обновленный комплекс связи.

Гражданский вариант Ил-76ГА:

О решении создать самолёт Ил-76ТД-90А – новейшую гражданскую версию военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А, сообщил журналистам генеральный конструктор ОАО “Ил” Николай Таликов.
“Недавно мы подписали решение о создании самолёта Ил-76ТД-90А, будет произведено достаточное количество”, — сказал Таликов, отметив, что точное число машин будет определено, скорее всего, в апреле. По словам Таликова, уже есть запрос авиакомпаний на новый самолёт.
У «ильюшинцев» уже есть опыт проработки компоновки пассажирского варианта Ил-76. В 1967 году был предложен проект 250-местного пассажирского самолёта, отличавшегося от базового ВТС Ил-76 облегчённым фюзеляжем. Машина именовалась «самолёт-автобус Ил-76». Предвидя скорое нарастание пассажиропотоков на внутренних авиалиниях СССР, в КБ разработали двухпалубную компоновку с тремя встроенными трапами, делавшими самолёт автономным на аэродромах.
Багаж и попутные грузы общим весом до 5 тонн должны были перевозиться в контейнерах, занимавших половину нижней палубы. Особенность компоновки заключалась в том, что нижняя палуба делилась на пассажирское и багажное отделения не поперёк, как обычно, а вдоль самолёта. Это давало возможность пассажирам разместить ручную кладь рядом со своим местом и, не тратя времени на ожидание багажа, тут же забрать свои вещи при выходе из самолёта.
При посадке и высадке пассажиров два боковых раскладных трапа вели на нижнюю палубу, а третий в корме, подобно Як-40, шёл наверх. Верхний и нижний этажи сообщались между собой посредством лестницы, позволявшей пассажирам с верхней палубы забрать свой багаж по прибытии в аэропорт назначения.
Экзотично выглядевший лайнер остался на бумаге, но идея широкофюзеляжного аэробуса нашла своё воплощение в Ил-86 с более традиционной компоновкой. И вот по прошествии почти 40 лет, в КБ решили вернуться к идее сделать из легендарного и превосходного военно-транспортного самолёта его пассажирский вариант.

Расчётные технические характеристики

Летные характеристики
Крейсерская скорость, км/ч750–800
Высота полета, м9 100–12 100
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой, км4 000
Длина разбега, м1 300
Длина пробега, м930
Характеристики силовой установки
Количество x тип двигателя4хТРДД
Модель двигателя, кгсПС-90А-76
Максимальная тяга (МСА, H=0), кгс16 000
Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т210
Максимальная полезная нагрузка, т60
Емкость топливных баков, л109 500
Параметры грузовой кабины
Длина x Ширина x Высота, м24,54х3,45х3,4
Объем, м³321
Геометрические характеристики
Длина, м46,6
Высота, м14,76
Размах крыла, м50,5
Площадь крыла, м²300
Диаметр фюзеляжа, м4,8
Проектный ресурс
Календарный, лет20
Количество полетов10 000
Количество летных часов, ч30 000
Число мест
Минимальный экипаж, чел.3

Энциклопедия проектов: