Модернизация бомбардировщика Су-34 в версии “НВО” и “М”

Общие сведения о программе:

Су-34 (изделие «Т-10В», по классификации НАТО: Fullback, что переводится как «адский утёнок»— «Защитник» —советский/российский  многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++ и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных

Разработчик/ ОКБ Сухого
Производитель НАЗ имени В. П. Чкалова
Главный конструкторР. Г. Мартиросов
Первый полёт13 апреля 1990 года (Т-10В-1)
Начало эксплуатации21 марта 2014 года
Статусэксплуатируется, производится
Эксплуатанты ВКС России
Годы производства2008 года
Единиц произведено122 (на 2020 год)
Базовая модельСу-27

Варианты окраски серийных Су-34:

Двухцветная окраска (использовалась до конца 2013 года)
Камуфляжная окраска с тёмным обтекателем РЛС (использовалась на серийных машинах ранних выпусков)

Модификации:

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Су-32Экспортная модификация.
Су-34М/Су-34НВОГлубокая модификация базовой версии, полученная в результате выполнения ОКР «Сыч». Заключен предварительный контракт с МО РФ на производство 76 самолётов до 2027 года.

История Су-34

Подробнее: Су-34

Концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости, большой боевой нагрузки и дальности полёта, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии. К решению этой задачи в середине 80-х годов приступило ОКБ Сухого незадолго до этого передавший в серийное производство Су-27. Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (Су-27ИБ — истребитель-бомбардировщик).

Первый полёт прототипа Т-10В состоялся 13 апреля 1990 года. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН (из-за первоначального обозначения машины самолёт также называют «финном», «финкой» или «финляндкой»), ставший через несколько лет Су-34.
28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный борт. Весной 1995 года самолет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин. 20 марта 2014 года Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.

Конструкция

Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.

Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.

По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты. Сравнительный анализ эффективной поверхности рассеивания:

ЭОП крылатой ракетыЭОП самолёта-невидимки типа 
F-117
ЭОП фронтового бомбардировщикаЭОП Бомбардировщика В-52ЭОП истребителя
менее 1 0,3-0,4 7 — 10 100 3 — 12

Планер

Самолет представляет собой продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крыло, трапециевидное в плане, интегрально сопряжено с фюзеляжем и имеет стреловидность по передней кромке – 42 градуса. Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое выполнено цельноповоротным. Оперение – вертикальное двухкилевое. Стабилизатор – дифференциально отклоняемый. Силовые установки размещаются в двух гондолах, установленных в центроплане. Носовая часть фюзеляжа в сечении имеет эллипсоидную форму, здесь размещена бортовая радиолокационная станция. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием.

Производство Су-34

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34. 12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.

Начиная с 2015 года планировалось выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2020 году полностью заменить ими Су-24.

Боевое применение Су-34

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, действуя в качестве самолета радиоэлектронной борьбы и подавления систем ПВО.

Порядка 6 бомбардировщиков активно применяется силами ВКС РФ в составе авиационной группировки в Сирии. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористической группировки ИГИЛ в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка; в результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.

Арсенал Су-34 широк и универсален. Всего на 12 точках подвески размещается до 8 тонн оружия. Это стандартные и корректируемые бомбы, ракеты “воздух-воздух” и “воздух-земля”. Эффективность многих образцов была доказана в Сирии. Например, Су-34 наносили точечные удары по важнейшим объектам террористов. Причем российские самолеты доставали радикальных исламистов даже из-под земли с помощью
бетонобойных бомб БЕТАБ-500.

Лётно-технические характеристики Су-34

Типфронтовой бомбардировщик
Экипаж 2 человека
Силовая установкадва ТРДДФ АЛ-31Ф-М1 по 13,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка8 тонн
Практический потолок17 000 м
Макс. эксплуатационная перегрузка7
Практическая дальность полета4500 км
Боевой радиус действия600 – 1 130 км
Максимальная взлетная масса44,36 т
Максимальная скоростьна высоте 11000 м – 1900 км/ч(М=1,6); на уровне моря – 1 400км/ч
Размах крыла14,70 м
Площадь крыла62 кв. м
Длина23,3 м
Высота6,09 м
Боевая нагрузка – 8 000 кг (нормальная – 4 000 кг) на 12 узлах подвески:8 УР класса воздух-воздух Р-73;
6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
1 многоцелевая УР Альфа;
3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.
По теме: ВКС пополнились Су-34

Энциклопедия версий Су-34: