Блок №2, важных новостей в отечественной авиации

Новая разработка оборонщиков РФ повысит эффективность летных испытаний

Концерн радиоэлектронные технологии (КРЭТ) госкорпорации “Ростех” представит на МАКС-2021 универсальный модуль воздушных данных МВД-90-2. Изделие предназначено для проведения летных испытаний опытных моделей самолетов. Использование модуля при первом вылете воздушного судна позволяет выявить малейшие отклонения от эталонных значений и внести в конструкцию испытуемого аппарата соответствующие корректировки.

Новая разработка Ульяновского конструкторского бюро приборостроения обеспечивает сбор и передачу данных о полном и статическом давлении воздушного потока, а также температуре торможения, которые необходимы для контроля за ходом испытаний. Благодаря особенностям расположения датчиков, модуль измеряет “истинный воздушный поток”, обеспечивает получение максимально точных параметров. Среди других преимуществ изделия – небольшой вес и габариты. Кроме того, модуль обладает надежной защитой от внешних воздействующих факторов и переходных процессов, которые могут быть вызваны молнией или электромагнитным излучением.

“Новый модуль воздушных данных – высокоточная, полностью отечественная разработка, при создании которой использовалась исключительно российская электронная компонентная база в том числе продукция самого предприятия-разработчика. Изделие обладает высокой надежностью, идеально подходит для проведения летных испытаний при первом вылете, а также может использоваться как компонент систем высотно-скоростных параметров. Еще одно значимое преимущество – универсальность модуля, который подходит для любых типов летательных аппаратов, – отметил гендиректор АО “КРЭТ”, Николай Колесов. – Планируется, что уже в ближайшие полгода изделие будет использоваться при проведении летных испытаний отечественных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Выпуск продукции будет запущен 2022 году”.

Сергей Птичкин

ЦАГИ совершенствует инструментарий для обработки композиционных материалов

Применение композиционных материалов в конструкциях современных летательных аппаратов является одним из приоритетных направлений развития авиастроения. Решение этой задачи требует не только глубоких научных исследований, но и поиска новых подходов в производственной сфере.

В настоящее время ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») совместно со специалистами Омского государственного технического университета (ОмГТУ) исследуют возможность применения технологии сверхскоростного шлифования для изготовления режущего инструмента с целью обработки полимерно-композиционных материалов (ПКМ). Работа проводится в рамках НИР «Цифра» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 37a0c29815de39f4434703c2b1348857.jpg

В основе исследуемой технологии лежит применение сверхскоростного шлифования, которое характеризуется радикальным снижением сил резания, что позволяет изготовить инструмент с большей остротой режущей кромки (до 2 мкм). При его использовании удастся повысить качество обработки деталей аэродинамических моделей из ПКМ. В свою очередь, применение криогенного охлаждения зоны резания при сверхскоростном шлифовании за счет подачи жидкого азота позволяет увеличить микротвердость изготавливаемого инструмента и таким образом добиться необходимой для изготовления деталей стойкости фрез.

«Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при фрезерной обработке деталей из ПКМ, — повреждение кромок детали, что непосредственно влияет на прочностные характеристики, вплоть до их снижения на 10–15 процентов. Сверхскоростное шлифование на скоростях от 160 до 400 м/с (традиционное и скоростное шлифование — 30–80 м/с) позволяет получить лезвие повышенной остроты и соответственно выполнить обработку с меньшими повреждениями. При выполнении НИР „Цифра“ у нас появилась реальная перспектива создать отечественный инструмент для фрезерования и сверления изделий из ПКМ», — говорит начальник сектора исследования технологий механической обработки на оборудовании с ЧПУ научно-технического центра научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ» Сергей Болсуновский.

Сотрудничество с ОмГТУ по данной тематике началось в 2021 году. Первоначально была предложена технология сверхскоростного и криогенного шлифования фрез и сверл, разработана и изготовлена оснастка для выполнения этой операции.

На настоящий момент завершился первый этап испытаний инструмента, который показал его высокую эффективность и надежность. Следующим шагом станет передача в ЦАГИ пилотных образцов для апробации при обработке деталей из ПКМ.

На МАКС-2021 ЦАГИ представит модель демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета

Масштабная модель демонстратора технологий сверхзвукового гражданского самолета (СГС) «Стриж» станет основным экспонатом ЦАГИ на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. Эта и другие инновационные разработки в области сверхзвуковой пассажирской авиации будут показаны на объединенной экспозиции организаций, входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Макет СГС отражает ряд принципиально новых наработок отечественных ученых. Его компоновка обладает низким уровнем звукового удара при обеспечении высоких аэродинамических характеристик, устойчивости и управляемости во всем диапазоне режимов полета. Инновационная металло-композитная конструктивно-силовая схема создана с применением бионических принципов. Использование альтернативных материалов в конструкции СГС сулит неоспоримые преимущества по снижению веса воздушного судна и экономии топлива. Два макета конструктивно-силовой схемы — фрагментов носовой и закабинной частей перспективного воздушного судна — проиллюстрируют работу ученых ЦАГИ в этом направлении.

Логическим продолжением сверхзвуковой тематики станут сопутствующие выставочные образцы — трубная модель изолированного воздухозаборника и модель сопла с системой шумоглушения для акустического стенда.

Вниманию широкой общественности будет также представлен макет пилотажного стенда с консольной системой подвижности. Он позволяет наглядно показать технологические возможности разработки в рамках проекта «НЦМУ «Сверхзвук». В состав демонстратора входят робот-манипулятор с вычислительным блоком, облегченная масштабная капсула-макет кабины экипажа и вычислительно-моделирующий комплекс.

Модель СГС и другие перспективные разработки организаций НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» будут демонстрироваться ет в павильоне F3, стенд А9 и на статической экспозиции.

Первый полет самолета Ил-276 запланирован на 2023 год

Первый полет среднего военно-транспортного самолета Ил-276, известного ранее как российско-индийский проект МТА (Multipurpose Transport Aircraft), запланирован на 2023 год. Об этом рассказал руководитель программы среднего военно-транспортного самолета в ПАО «Ил» Игорь Бевзюк.

«С декабря 2017года мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году», — сказал он.

По словам Бевзюка, время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство «остается относительно сжатым», так как с 2023 года начнет подходить к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12 и именно их должен заменить Ил-276. «По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12», — отметил Бевзюк.

Казанский авиазавод достроит самолеты советского производства Ту-22М3

Недоукомплектованные самолеты Ту-22М3, простоявшие 30 лет на Казанском авиазаводе, будут достраиваться с учетом новых требований модернизации. По программе создания современного бомбардировщика на базе Ту-22М3 будут достроены минимум два самолета из четырех, оставшихся в наследство от советского авиапрома.

Фюзеляжи самолетов без начинки простояли под открытым небом десятки лет, и запланированный аудит покажет состояние конструкций. Бомбардировщики строили в последние годы существования СССР и в 1993 годы их производство остановилось в связи с прекращением оборонных заказов.

На момент остановки завода в 1993 году, в цехах оставались шесть недостроенных самолетов. Один достроили в 2017 году, еще один установили в виде памятника у заводоуправления. Оставшиеся четыре, возможно, будут достроены в ближайшее время. На заводе готовы пустить в дело и самолет-памятник, который ничем не отличается от других из этой партии.

Напомним, всего заводом были построены 268 ракетоносцев Ту-22М3, на сегодняшний день в строю остались 60, половина из которых будут модернизированы. Но в отличие от самолетов, находящихся в строю и частично выработавших свой ресурс, у заделов отсутствует износ.

На самолеты будет установлена современная электроника, но двигатели поставят стандартные для этой модели — капитально отремонтированные НК-25.