ЦИАМ завершил разработку технического проекта РПД-150Т

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») успешно завершил этап разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с.

Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. РПД-150Т представляет собой двухсекционный роторно-поршневой двигатель блочно-модульной конструкции с системой турбонаддува. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах.

ФПИ — вклад в развитие авиации

В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий отрасли, рассмотрела результаты этапа ОКР. Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях для его изготовления в промышленных условиях. Также материалы соответствуют нормативно-техническим документам по формированию эксплуатационно-технического облика и организации технического обслуживания и ремонта.

Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. ОКР планируется завершить в 2024 году.

По теме:

Перспективный российский авиадвигатель-«акробат» испытали в перевернутом положении

Перспективный российский поршневой авиационный двигатель АПД-А для самолетов акробатической категории разрабатывается в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Заказчиком выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, исследования ведутся в рамках научно-исследовательской работы «Циркач».

Специалисты ЦИАМ уже приступили к испытаниям двигателя на стендах, которые он проходит и в перевернутом положении. Такие «нетрадиционные» испытания необходимы, чтобы подтвердить работоспособность двигателя и его систем (в первую очередь – смазки и охлаждения) при выполнении фигур обратного пилотажа. На данный момент уже подтверждена работоспособность на режиме малого газа.

НИР «Циркач» направлена на создание, экспериментальную отработку систем и технологий, которые в дальнейшем планируется применить при разработке целой линейки различных двигателей, устанавливаемых на спортивные и учебно-тренировочные летательные аппараты. Сегодня из-за их отсутствия отечественный рынок таких самолетов находится в кризисе. Научно-технический задел, который формирует ЦИАМ в области двигателей для малой авиации, позволит ускорить появление опытных образцов подобных моторов.

Работа над двигателем-демонстратором технологий АПД-А началась в прошлом году на базе разработанного в ЦИАМ авиационного поршневого двигателя-демонстратора АПД-500. Для разработки АПД-А были реализованы конструкторские задачи, предполагающие изменение систем охлаждения, смазки и др.

Испытания АПД-А на экспериментальном летательном аппарате на базе самолета Як-52 запланированы на следующий год. ЦИАМ совместно с ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» уже провел комплекс работ, включающий трехмерное моделирование силовой установки на базе двигателя АПД-А для самолета Як-52.