ЦАГИ участвует в развитии отечественной авиации

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского завершились промежуточные испытания турбовинтового регионального самолёта «Ладога» (ТВРС-44). Работы проходят по заказу Уральского завода гражданской авиации, который ведёт разработку этого ВС.

Как рассказали в пресс-службе ЦАГИ, специалисты выполнили комплекс исследований в аэродинамической трубе малых скоростей – одной из наиболее экономичных и производительных установок института. В частности, были изучены аэродинамические характеристики модели самолёта, влияние на них обтекателей шасси, вертикального и горизонтального оперения, а также рулей управления.

«Серьёзным вопросом на этом этапе стало исследование эффекта, который возникает при обдуве крыла струёй от воздушных винтов имитаторов силовых установок. Полученные в ходе эксперимента данные позволили подтвердить заложенные в расчётах аэродинамические характеристики самолёта», отметил представитель ЦАГИ.

Фото © ЦАГИ

Также изучалось поведение модели самолёта в ситуации отказа одного из двигателей. Это важный вид испытаний для летательного аппарата двухдвигательной схемы с точки зрения безопасности полётов. В ходе эксперимента учёные имитировали ситуацию отказа двигателя в аэродинамической трубе, при этом лопасти винта на силовой установке устанавливались во флюгерное положение. В дальнейшем эти данные позволят оценить устойчивость и управляемость самолёта и возможность его балансировки.

Фото © ЦАГИ

Программа испытаний также включала исследование физической картины обтекания поверхностей модели методами визуализации.

Начальник отдела отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Александр Корнушенко отметил: «Экспериментальные результаты максимально соответствуют предварительным данным расчетных исследований аэродинамической компоновки самолета. Мы подтвердили ожидаемые значения коэффициента подъемной силы, аэродинамического качества и эффективности рулей управления самолетом».

Полученные экспериментальные результаты показали соответствие предварительным данным расчётных исследований аэродинамической компоновки самолета. Были подтверждены ожидаемые значения коэффициента подъёмной силы, аэродинамического качества и эффективности рулей управления самолётом.

На следующем этапе модель самолёта «Ладога» будет испытана в других аэродинамических трубах института, в том числе в вертикальной трубе в режиме штопора. Также ученые ЦАГИ исследуют ТВРС-44 на аварийное приводнение.

По теме:

ЦАГИ продолжает исследования перспективного административного самолета

Одна из задач административного самолета, предназначенного для бизнес-перевозок, — возможность выполнения однодневного делового полета. Для этого воздушное судно должно в короткие сроки преодолевать большие расстояния, что ведет к повышенному расходу топлива. Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») изучили, как увеличить дальность полета бизнес-джета и одновременно повысить его энергоэффективность.


Моделирование вариантов степени двухконтурности двигателей административного самолета

Существует взаимосвязь между степенью двухконтурности двигателей (отношение расхода воздуха через внешний контур двигателя к расходу воздуха через внутренний контур) и уровнем потребления самолетом топлива: чем выше этот параметр, тем меньше сжигается горючего. Одновременно с этим увеличение двухконтурности приводит к росту сопротивления и удельного веса двигателя. В своей исследовательской работе специалисты ЦАГИ определили оптимальную степень двухконтурности для делового авиалайнера.

За основу была взята разработанная в ЦАГИ перспективная компоновка административного самолета. Такая машина рассчитана на перевозку 8–12 пассажиров на расстояние до 5 000 км с максимальной крейсерской скоростью полета, соответствующей числу Маха 0,83. В ее компоновке предусмотрены стреловидное крыло и два турбореактивных двигателя, расположенных в хвостовой части фюзеляжа.

С помощью специальной вычислительной программы инженеры моделировали режим крейсерского полета воздушного судна с четырьмя вариантами степени двухконтурности двигателей: от 3,5 до 12,8. Исследование проводилось при числах Маха 0,78–0,83. При увеличении степени двухконтурности, соответственно, росли габариты мотогондолы, приближая ее к крылу. В связи с этим под каждый вариант двигателя выбиралась оптимальная профилировка крыла.

Результаты расчетных исследований показали, что с учетом проведенной оптимизации профилировки крыла максимальный рост дальности полета достигается при степени двухконтурности порядка 6,6–9,6.

«Благодаря проведенной нами работе выбран двигатель оптимальной степени двухконтурности для компоновки перспективного административного самолета. Полученные данные позволят осуществлять более эффективный подход к проектированию летательных аппаратов этого класса», — рассказал один из авторов проекта, инженер первой категории отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Владимир Курилов.