ЦАГИ – на форуме «Академические Жуковские чтения»

Площадкой для обсуждения этой темы стал III Всероссийский форум с международным участием «Академические Жуковские чтения». Мероприятие состоялось на площадке Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина 22–24 ноября 2023г. в г. Воронеже. Во встрече приняли участие ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

Значимым мероприятием форума стала XI Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития летательных аппаратов и силовых установок: теория, конструкция, эксплуатация». С пленарным докладом «Технологии ЦАГИ по проектированию и разработке перспективных винтокрылых летательных аппаратов» на ней выступил начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок винтокрылых летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Руслан Миргазов (соавторы К.И. Сыпало, В.Ю. Гранич, Б.С. Крицкий − ФАУ «ЦАГИ», Н.С. Павленко − АО «НЦВ Миль и Камов»). В материале были изложены основные технологии по проектированию и разработке перспективных винтокрылых летательных аппаратов, а также некоторые предложения по совершенствованию существующего парка вертолетов как гражданского, так и военного назначения.

На одной из секций форума выступил начальник сектора отделения динамики и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Михаил Желонкин. Его доклад был посвящен вопросам разработки системы интеллектуальной поддержки летчика в сложных режимах полета (соавтор С.А. Ковтун).

Создание систем поддержки экипажа на основе алгоритмов искусственного интеллекта необходимо для минимизации влияния человеческого фактора в непростых полетных ситуациях, таких как плохие погодные условия, сложный рельеф местности (при взлете/посадке), интенсивное воздушное движение и др. «Функционал разрабатываемой нами интеллектуальной системы призван решать такие задачи, как повышение ситуационной осведомленности пилотов, оперативное информирование при отказах органов управления, быстрый анализ большого количества информации и прогнозирование вариантов развития ситуации. Все это значительно повысит безопасность полетов», — рассказал Михаил Желонкин.

В рамках форума состоялся семинар, посвященный проблемам динамики полета, системам управления и человеко-машинному интерфейсу. Его организаторами по традиции являлись ЦАГИ, ВУНЦ ВВС «ВВА» и МАИ. С сообщением о проблеме внедрения на отечественных вертолетах электродистанционных систем управления на семинаре выступил научный сотрудник отделения динамики и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Александр Воронин (соавтор В.М. Кувшинов). Учеными института был разработан подход к синтезу алгоритмов таких систем, позволяющий значительно улучшить характеристики устойчивости и управляемости. Полученные результаты планируется использовать при проектировании перспективных винтокрылых машин.

Еще один доклад ЦАГИ, представленный на встрече, был посвящен влиянию аэродинамической асимметрии на критические режимы полета дозвуковых самолетов (авторы М.E. Сидорюк, А.Н. Храбров). Этот фактор в том числе определяет характер поведения авиалайнера при попадании в штопор. Специалисты института с помощью специальных методик изучили несколько случаев влияния аэродинамической асимметрии на параметры штопора и восприимчивость к нему самолета. Результаты исследований планируется учитывать при разработке рекомендаций для летчиков по способам вывода летательного аппарата из штопора.

Справочно: «Академические Жуковские чтения» проводятся ежегодно на базе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это одно из самых крупных научных мероприятий в области военной авиации, в ходе которого традиционно обсуждаются такие темы, как современное состояние и перспективы развития авиационной техники, оборудования и вооружения, подготовка военных специалистов и многое другое. В этом году участниками форума стали представители АО «НЦВ Миль и Камов», ПАО «Яковлев», АО «УЗГА», АО «РПКБ», ГосНИИАС, ЦИАМ имени П.И. Баранова, АО «НИИП имени В.В. Тихомирова», МНИТИ, ПАО «ОАК», ПАО «Ил» и др.

ОДК обсудили передовые технологии двигателестроения

Предприятие «ОДК–Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации на Международном технологическом форуме в Рыбинске определили фронтирные задачи, которые необходимо решить для создания новых […]

нет комментариев

МиГ-31И «Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука

Истребители — носители гиперзвуковых ракет «Кинжал» получили стратегическую дальность. Все самолеты МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе, сообщил источник […]

нет комментариев

Стоимость программы F-35 выросла до $2 триллионов

Аудиторы Конгресса США подсчитали, что общая стоимость программы F-35 оказалась больше предыдущих оценок и превысила 2 триллиона долларов. Увеличение частично […]

нет комментариев