Об авиационной отрасли, в частности о двигателестроении

Первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков стал гостем канала «Россия 24» и рассказал в интервью о прорывных проектах Госкорпорации, мерах государственной поддержки отечественной промышленности, передовых разработках в области медицины и поделился планами на следующий год.

– Мы с вами встречаемся в конце декабря. Конечно, логичнее всего начать с итогов года. Каким был 2021 год для Госкорпорации Ростех?

– Как и для всей промышленности России, он был непростой: ковидные ограничения, пандемия, давление со стороны внешнего контура. Тем не менее мы за этот период приросли по выручке на 6%. Если говорить о 2021 годе, это примерно 1,9 трлн рублей, которые мы заработали. Поэтому я считаю, что год 2021-й мы заканчиваем достаточно успешно, особенно в таких отраслях, как авиация.

– Давайте поговорим о мерах господдержки, которая сегодня есть в адрес промышленности. Достаточно ли их?

– Они объективно достаточные, очень точно выверенные в материальном смысле и технологическом. Прежде всего я хотел бы сказать о федеральных целевых программах, которые правительство утверждает практически каждый год на развитие промышленности, прежде всего промышленности оборонно-промышленного комплекса, что дает нам серьезные возможности для развития. Это, конечно, модернизация производства, закупка нового технологического оборудования, обучение людей и так далее. Безусловно, есть еще адресная помощь по конкретным целевым проектам.

По созданию новых авиационных двигателей мы получаем государственную поддержку. Мы сегодня можем четко с пониманием ответить, как мы будем развивать свою авиационную промышленность дальше. В этом направлении нашу инициативу поддерживают и президент России, и правительство. Мы полагаем, что выходим на новый виток развития авиационного комплекса вообще в стране. Мировая практика говорит, что во всем мире – подчеркиваю, во всем мире – авиационную промышленность поддерживает государство: это Boeing, это Airbus, это Китай – все поддерживают свой авиационный комплекс. Поэтому мы здесь ничего нового не изобретаем, просто идем в том направлении, которое помогало бы нам дальше развиваться, изучая международный опыт и свой, российский.

 Говоря о поддержке, Михаил Мишустин пообещал до конца года выделить дополнительно 44 млрд рублей на разработку большого двигателя ПД-35. При этом общая стоимость фактически четверть триллиона. Как вы считаете, как идет разработка этого проекта? Каковы его перспективы?

– Я бы хотел сказать вообще об авиационной отрасли, в частности о двигателестроении. Сегодня в мире двигатель производят всего несколько стран: Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция в конгломерате с Германией и Россия. Китай пытается изобрести или повторить что-то, но не получается. Он отстает с точки зрения надежности и технологической оснащенности двигателей. В этом смысле Россия ни в коем случае не хуже, чем все лидеры, в некоторых смыслах даже лучше. Безусловно, мы стараемся превзойти тех лидеров, которые есть сегодня в мире. ПД-35 как раз тот пример, который говорит о том, что мы хотим улучшить и качественные, и технологические характеристики двигателя. Это сверхмощный двигатель, аналогов которому нет в мире и который мы будем ставить на производство. Получим сертификацию, предполагаем, в 2024 году. Это будет двигатель, которым будет оснащаться сверхтяжелый самолет сверхмощной грузоподъемности. Таких аналогов, по сути, в мире не будет, но мы считаем, что результатов, которые планируем, мы добьемся.

– Как вы сами оцениваете взаимодействие Ростеха с Минобороны по линии гособоронзаказа? Есть ли какие-то проблемы взаимодействия или нет?

– Проблем особенных нет. Наша основная задача не подвести нашего заказчика, что мы и стараемся делать. На сегодняшний день мы приходим к стопроцентному исполнению гособоронзаказа, что очень редко случалось в прошлые периоды. Сегодня же – практически стопроцентное исполнение гособоронзаказа по линии Министерства обороны. Среди основных мощных прорывных проектов по поставкам Минобороны можно отметить новый Су-57 – самолет пятого поколения, совершенно новая технология, новые подходы, совершенно новая машина, которая не имеет аналогов в мире… 

– Давайте поговорим о планах на 2022 год. Каким вы видите его в Ростехе?

– Как я уже сказал, мы предполагаем по некоторым направлениям развиваться. Если говорить о вакцинах, это, конечно, реализация тех проектов, которые мы обсудили. Вторая часть очень важна для нас – это, конечно, двигателестроение, прежде всего авиационное. Мы говорили о двигателе ПД-35, о двигателе ПД-8, о ГТД-110. Это как раз та линейка, которой мы будем заниматься. И самое главное, то, чем мы будем заниматься – и очень активно занимаемся уже сейчас – это, конечно, наша авиационная промышленность, как военно-боевая, так и гражданская. Это Superjet-100, наш уже отработанный самолет; МС-21, который мы поставили на крыло, дорабатываем, и он будет возить пассажиров. Кстати, об этих машинах можно сказать, что они не хуже, а даже лучше, чем некоторые зарубежные аналоги по различным позициям, потому что мы применяем новые технологии.

Безусловно, мы пойдем по пути развития композитных материалов. Очень широко у нас представлены аддитивные технологии, особенно в авиационном двигателестроении… 

Читать подробнее:

По теме: