Статус программы российско-китайского ШФДМС CR929

Обновлено  23 июня 2023 года (приехали…)
23.06.2023 года. Россия прекратила своё участие в разработке лайнера CR929
08.09.2022 года. Слюсарь заявил о необходимости актуализации проекта самолёта CR929
14.08.2022 года. CR929 – проект разногласий и самоуверенности, кому выгодно
21.06.2022 года. CR929 пересмотрен под российские и китайские комплектующие
15.02.2022 года. В Ульяновске продолжается изготовление прототипа кессона крыла самолёта CR929
5.02.2022 года. Разработка ШФДМС CR929 продолжается, несмотря на пандемию
В Пекине состоялись переговоры Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Одной из тем, которые затрагивались на переговорах, было авиастроение.
Пандемия коронавируса создала проблемы для авиаотрасли, но Россия и Китай продолжают проект создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, заявил
 пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, «авиастроение является локомотивом промышленной кооперации». «Это и вертолёты, и широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт CR929», – уточнил Песков.
Пресс-секретарь отметил, что в проекте по созданию лайнера «дело движется медленнее, чем хотелось бы».
«Хотя с дальнемагистральными самолётами ковид изрядно подкосил рынок, спрос на эти самолёты упал, но тем не менее работа продолжается», – подчеркнул представитель Кремля.
Россия и Китай занимаются проектом ШФДМС несколько лет. Планируется, что в базовой комплектации авиалайнер будет рассчитан на 280 мест с дальностью полёта 12 тыс. км. Общий бюджет программы оценивался примерно в $13 млрд…
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - avia-CR-929х352х198.jpg 3 декабря 2021 года. Российско-китайский авиалайнер CR929 может получить двигатель ПД-35

Отечественный двигатель большой тяги ПД-35 может быть использован в проекте российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Об этом пишет РИА Новости. “ПД-35 как НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – ред.) у нас реализовывается с 2018 года… Мы рассчитываем на то, что он также будет использован в пассажирской авиации для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. У нас есть базовый проект с Китайцами – это CR929”, – сказал министр, выступая в Совете Федерацийдалее:
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - samolet-cr-929х350х197.jpg 13.09.2021 года. Новый ШФДМС CR-929 начал угрожать американской монополии
В начале сентября 2021 года китайское агентство “Цзефан Жибао” сообщило, что после нескольких лет ожидания и проектирования первый российско-китайский самолёт CR-929 наконец-то начали производить. Однако в этом утверждении содержится лукавство — CR-929 долгие годы существовал в качестве макета, и лишь теперь, спустя большое количество времени, началось производство первых прототипов для статических и лётных испытаний.
Американские авиационные специалисты считают, что если с производством самолёта не будет проблем, то Boeing и Airbus придётся подвинуться…далее:
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - cr929х352х198-1.jpg 3.09.2021 года. В Шанхае началось производство первого опытного самолёта CR929
В Китае на одном из авиастроительных заводов COMAC началось строительство первого прототипа широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929, разработку которого ведёт совместное российско-китайское предприятие CRAIC, сообщает  Jiefang Daily.
По данным издания, об этом говорится в Плане развития гражданской авиации Китайской Народной Республики на 2021-2025 годы для зоны свободной торговли в коммерческом районе Линганг в Шанхае…далее:
21.06.2021 года. CR929 — Китай и Россия продолжают совместную работу над проектом
12.12.2020г. В ЦАГИ выполнили продувки крыла CR929 с сайберлетами
В ЦАГИ прошли исследовали базовой аэродинамической модели совместного российско-китайского ШФДМС CR929 с серповидной законцовкой крыла – сайберлетами. Целью очередной завершившейся фазы испытаний было определение влияния отклонения органов управления и крейсерских аэродинамических характеристик крыла с очень большим сужением, как пояснили в ЦАГИ – “рекордным для отечественных гражданских авиалайнеров”[…] Далее:
16.11.2020г. МАИ передаёт COMAC технологии проектирования композитного крыла
Инженеры Московского авиационного института в кооперации с китайской аэрокосмической корпорацией COMAC разрабатывают методологии моделирования авиационных конструкций из композиционных материалов с учётом ударных воздействий. Проект, который позволит повысить уровень безопасности самолётов с композитным крылом, осуществляется в лаборатории № 2 научно-исследовательского отдела кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ. Об этом сообщается на сайте  института. Методология позволит рассчитать прочность крыла достаточную, чтобы избежать его расслоения и фатальных последствий при взрыве авиационной шины. В рамках проекта разработано шесть конечно-элементных моделей, выполнены расчёты четырёх из семи задач. Оставшиеся задачи планируется завершить к декабрю текущего года, а получить конечный результат — к марту 2021 года. Уникальность разработки МАИ заключается в том, что она учитывает не только взрыв самого пневматика и удар по обшивке крыла, но и воздушную ударную волну, а также гидравлический удар топлива в кесонном баке[…]
Подробнее:
3.11.2020г. Россия и КНР подтвердили готовность продолжать совместную разработку CR929
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и Министр промышленности и информатизации КНР Сяо Яцин провели в формате видеоконференции пятое заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности, в ходе которой подтвердили готовность оперативно решать вопросы по проектам широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 и тяжёлого гражданского вертолёта AHL (Advanced Heavy Lift) на базе Ми-26.
По информации пресс-службы Минпромторга, стороны подтвердили заинтересованность в дальнейшей совместной работе по указанным проектам, а также готовность оперативно решать возникающие вопросы. В конце сентября издание Asia Times сообщило, что проект разработки ШФДМС CR929 остановлен из-за серьёзных конфликтов, которые возникают между российскими и китайскими инженерами. Издание утверждало, что Россия не собирается передавать Поднебесной ключевые технологии и настаивает на использовании в качестве силовой установки перспективного двигателя ПД-35.
В тоже время, учитывая складывающиеся торговые отношения между КНР и США, а также санкционное давление на Россию, широкофюзеляжный лайнер нужен обеим странам, и его разработка будет продолжена.
модель CR929 18.10.2020г. CR929 — зачем этот самолёт нужен Китаю и зачем — России
Рынок дальнемагистральных самолётов поделён между двумя авиагигантами – Boeing и Airbus. Помимо американской и европейской корпораций в мировом авиастроении компетенции для производства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров есть ещё только у России. Амбициозный Китай производит в настоящее время для своих нужд только региональный самолёт ARJ21, который появился
 в тесной кооперации COMAC с ГП “Антонов
Цели Китая:
1. Получить новые технологии и компетенции в разработке широкофюзеляжных лайнеров.
2. Получить широкофюзеляжный лайнер, который будет составлять конкуренцию B787 и A350, и при этом производиться на территории Китая[…]

Цели России:
1. Возможность разделить затраты на разработку ШФДМС.
2. Получить ёмкий китайский рынок пассажирских авиаперевозок.
3. Исключить передачу Пекину ключевых технологий[…]

Далее подробнее:
4.10.2020г. Asia Times: проект CR929 сталкивается с турбулентностью, возникающей из-за споров по поводу конструкции лайнера
Мы уже достаточно давно не получали новостей о совместном российско-китайском проекте ШФДМС CR929. В марте, когда пандемия COVID-19 накрыла большинство стран мира, советник генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Валерий Окулов сообщил, что из-за коронавируса все мероприятия по CR929 перенесены в режим видеоконференций, в том числе и советы директоров. И вот в конце сентября издание Asia Times  сообщило, что проект остановлен, а нормальной работе российских и китайских инженеров мешают серьёзные конфликты. Издание утверждает, что Россия не собирается передавать Поднебесной ключевые технологии и настаивает на использовании в качестве силовой установки перспективного двигателя ПД-35.
“Серьезные конфликты мешают Пекину и Москве разработать проект широкофюзеляжного пассажирского самолета. Проект сталкивается с турбулентностью, возникающей из-за споров по поводу конструкции и спецификаций лайнера. Пекин стремится использовать технический опыт Москвы и активно импортирует технологии, а российские конструкторские бюро и оборонные подрядчики видят в Китае новые источники доходов. Проект дальнемагистрального пассажирского реактивного самолета откладывается, поскольку китайские и российские участники спорят о технических характеристиках”, – пишет Asia Times.
А также Asia Times пишет, что Россия предложила Китаю повторить свою модель сотрудничества с Индией, т.е. – передать в Шанхай только сборку CR929 на аутсорсинг COMAC, по аналогии поузловой сборки истребителей Су-30МКИ в Индии без передачи своей интеллектуальной собственности. В ответ COMAC категорически отвергла российский план, т.к. он сводит роль китайской корпорации к простой отвёрточной сборке.
Что касается силовой установки, то ОАК предлагает поступить по схеме, применённой на МС-21 – закладывать в проект CR929 сразу несколько типов двигателей: ПД-35, General Electric GEnX и Rolls Royce Trent 7000. В тоже время, китайские государственные СМИ сообщают, что COMAC разрабатывает свой турбовентиляторный двигатель, который потенциально может быть установлен на CR929. Китайские журналисты убеждены, что Россия выйдет из этого проекта и сосредоточится на доработке Ил-96-400М. Что касается самолёта CR929, то он лишится буквы “R” в названии, а Пекин попытается завершить разработку своими силами, установив на машину силовой агрегат собственного производства[…] Подробнее:
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 8 июля 2020 года. Плановый срок поставок российско-китайского самолета CR929 сдвигается на 2028-29гг
Москва. 8 июля. ИНТЕРФАКС – Плановый срок начала серийных поставок российско-китайского самолета CR929 сдвигается на 2028-2029 годы, сообщил гендиректор ПАО “Корпорация Иркут” Равиль Хакимов.
“Но, к сожалению, есть сложности в совместной работе с китайскими партнерами, поэтому возможно этот этап сдвинется на 2021 год. В целом, программа должна быть реализована с учетом текущей актуализации, в 2028-2029 гг. должны начаться поставки этого самолета”, – добавил Хакимов[…]
Далее подробнее:
CR929: дальнемагистральные перспективы 11 февраля 2020 года. CR929: дальнемагистральные перспективы
На пути к Gate 3:
Работы над новой машиной разделены географически: в России разрабатывают центроплан и консоли крыла с механизацией, а в Китае – фюзеляж и оперение. Также российские инженеры будут отвечать за авионику и работу систем управления. В рамках проекта принято решение о создании в России инженерного центра…
«2023-2025 год – это срок, который мы в нашем мастер-плане обозначили как срок первого вылета с прохождением испытаний в течение двух-трех лет. Пока мы идем в графике, соответственно, с обеспечением поставок в период с 2025 по 2027 год», – сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь… В целом, ожидается, что самолет поступит на рынок во второй половине десятилетия, а потенциальный объем поставок составит порядка 1000 машин в течение 25 лет[…]
Далее подробнее:
Российский и китайский вузы выпустили будущих создателей лайнера CR929 22 Января 2020 года. Российский и китайский вузы выпустили будущих создателей лайнера CR929
Вузы России и Китая выпустили первую группу инженеров, которые займутся созданием перспективного российско-китайского самолета CR929 на предприятиях Ростеха и его партнеров в Китае. Дипломы совместной магистратуры Московского авиационного института (МАИ) и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ) защитили 29 российских и 23 китайских студента. Российские выпускники программы будут работать над созданием дальнемагистрального лайнера CR929 в конструкторских подразделениях предприятий Ростеха – Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации и холдинга «Технодинамика», а также в Центрах компетенций МАИ. В будущем они смогут продолжить работу в инженерном центре по программе CR929, который создается в России с филиалом в Китае[…]
Далее подробнее:
Начало пути… ШФДМС – CR929 COMAC… с 2012 года