Главный конструктор о новом Ил-76МД-90А

Основным тяжелым военно-транспортным самолетом российских ВВС является Ил-76МД-90А. Его первый экземпляр был построен еще в 2011 году, а годом позже состоялся и первый полет. С тех пор самолет претерпевал неоднократные изменения, с каждым разом становясь экономичнее в эксплуатации, удобнее в управлении, поднимая все больше грузов и перевозя их все дальше. О последних, самых современных и совершенных разработках, делающих самолет уникальным, в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» рассказал главный конструктор Ил-76, Ил-78 Андрей Юрасов.

Для справки:
Юрасов Андрей Владимирович родился 26 октября 1961 года в Москве.
Его трудовой путь от техника до главного конструктора неразрывно связан с Авиационным комплексом им С.В. Ильюшина, куда он пришел в 1981 году.

В настоящее время, в должности Главного конструктора программ Ил-76, руководит работами по модернизации самолетов Ил-76 и Ил-78 для ВКС РФ и гражданской авиации. Глубокие инженерно-технические знания позволяют ему с высоким качеством и результативностью выполнять порученную работу в заданные сроки.
Внес вклад в развитие авиационной техники, укрепление обороноспособности страны. Под его руководством созданы новые модификации самолетов Ил-76: для Минобороны РФ – Ил-76МД-90, для гражданской авиации – Ил-76ТД-90ВД.

Принимал участие и руководил работами по созданию самолета Ил-76МФ и поставкой его в Иорданию. Участвовал в подготовке и проведении летных испытаний самолетов Ил-96-300, Ил-114, Ил-103, Ил-76МД, Ил-96МО/Т.

В 2012 году участвовал в работе по внедрению в серийное производство модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Под его руководством выполнены наземные отработки всех систем первого опытного самолета, позволившие начать его летные испытания.

Награжден орденами «Почета» и «Дружбы», медалью «В память 850-летия Москвы», почетной грамотой Минпромторга.

Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А после модернизации получил новейшие системы и оборудование, в том числе пилотажно-навигационный комплекс, транспортное оборудование, новые двигатели. Уникальный комплекс транспортного оборудования Ил-76МД-90А усовершенствован за счет автоматизации погрузочных систем и оборудования и применения вспомогательной силовой установки ТА-12А повышенной мощности. В результате модернизации была увеличена грузоподъемность электротельферов, установлена система видеонаблюдения и новый мобильный пульт управления системой погрузки и крепления грузов. Эти системы снижают трудоемкость работ и сокращают время на погрузку и подготовку к вылету.

Передача первого серийного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А на «Авиастар-СП» в Ульяновске.

По словам Андрея Юрасова, мобильный пульт управления транспортного оборудования сейчас больше напоминает джойстик. «Он не имеет проводов, поэтому оператор не скован в своих движениях. Он может подойти вплотную к грузу, а может выйти за пределы грузовой кабины. Мы постарались сделать все для того, чтобы улучшить условия работы экипажа. Это особенно важно при автономной эксплуатации самолета, который находится значительное время вдали от базы и доставляет грузы на необорудованные аэродромы», – рассказал он.

По сравнению с зарубежными аналогами российский самолет отличается высокой степенью автономности эксплуатации, не требует дополнительных комплексов оборудования и людей для погрузки и разгрузки грузов. Все функции может обеспечить экипаж, состоящий из шести человек.

Кроме того, на самолете реализован принцип «стеклянной» кабины, когда информация выводится на цифровое поле кабины, на девять многофункциональных экранов, которые заменили аналоговые приборы, устанавливавшиеся на предыдущем поколении транспортных самолетов. Это снижает нагрузку на экипаж, позволяет оперативно получать информацию (пространственное положение самолета, скорость, высота и др.) и лучше контролировать машину во время полета.

«Всего в самолете имеется девять таких экранов. Шесть в кабине летчиков, два – у штурмана, один у борттехника. Каждый из членов экипажа может выводить ту информацию, которая необходима ему в данные момент. Один такой экран заменяет не менее десятка аналоговых приборов», – подчеркнул Андрей Юрасов.

Единая система электронной индикации и информации, единый процессор позволяют обеспечить повышенную точность самолетовождения, в том числе автоматизацию и точность десантирования. Для повышения ситуационной осведомленности экипажа во время полета или стоянки на аэродроме на Ил-76МД-90А установлена система видеорегистрации. Несколько камер наблюдения записывают все, что происходит в кабине пилотов, в грузовой кабине, на рампе.

«После выполнения задания имеется возможность расшифровать и просмотреть запись всего полета. Впервые летчик может видеть, как происходит процесс десантирования, не отрываясь от управления самолетом»,отметил Андрей Юрасов.

Другим элементом модернизации стало оснащение Ил-76МД-90А новыми, более мощными двигателями ПС-90А-76, благодаря чему на самолете улучшены взлетно-посадочные и крейсерские характеристики, увеличены грузоподъемность (с 48 до 60 т) и дальность полета, а сама машина стала экономичнее за счет снижения на 12-15% расхода топлива.

Для справки:
ТТХ Ил-76МД-90А
Экипаж – 6 чел
Длина – 46,6 м
Размах крыла – 50,5 м
Высота – 14,76 м
Площадь крыла – 300 кв.м
Объем грузовой кабины – 312 куб.м
Масса взлетная – 210000 кг
Масса посадочная – 160000 кг
Масса топлива – 87600 кг (во внутренних баках)
Масса полезной нагрузки – 60000 кг
Скорость максимальная – 850 км/ч (на высоте)
Потолок практический – 12000 м
Дальность полета:
◊ максимальная – 6000 км
◊ с полезной нагрузкой 40000 кг – 5400 км
◊ с полезной нагрузкой 50000 кг – 4100 км
Разбег – 1600 м
Пробег – 900 м
Полезная нагрузка:
– 120-220 десантников;
– до 2 единиц техники (БМП / БМД / автомобиля);
Двигательная установка:
4 х ТРДД ПС-90А-76 с тягой по 14500 кг.

Оборудование:
◊ Прицельно-навигационный комплекс Купол-III-76М(А) – с РЛС, цифровой, с индикацией на LCD-дисплеи. ◊ Цифровая система автоматического управления самолетом.
◊ Система предупреждения столкновений TCAS-2000.
◊ Открытая архитектура прицельно-навигационного пилотажного комплекса в Ил-76МД-90А позволяет использовать оборудование российского и зарубежного производства. На самолете используется обновленный комплекс связи.

Обновленные шасси спроектированы с расчетом на взлетную массу 210 т и обладают высоким запасом прочности. Благодаря этому транспортник может эксплуатироваться на оборудованных и необорудованных аэродромах, на бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Новые колеса КТ-199М повышенной энергоемкости позволяют эксплуатировать самолет в самых жестких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах.

«На Ил-76МД-90А модернизированы практически все самолетные системы: усилены крыло и шасси, что позволило повысить грузоподъемность и эффективность эксплуатации воздушного судна. На прежней модификации Ил-76 панели крыла изготавливались из двух частей. У Ил-76МД-90А панели крыла изготавливаются цельными, 25 метров в длину. Это уменьшило вес крыла и увеличило ресурс, а также позволило упростить технологию изготовления», – поделился Андрей Юрасов.

Не забыли разработчики оснастить Ил-76МД-90А новым комплексом связи, который обеспечивает высокое качество обмена данными и спутниковой связи, а также новейшим комплексом средств обороны, позволяющим обеспечивать полную защиту от различных средств поражения противника.

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией Ил-76МД. Самолет выпускается на ульяновском предприятии «Авиастар-СП», входящем в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации. Воздушное судно состоит полностью из отечественных комплектующих и оснащено отечественными системами и оборудованием. Таким образом, на территории нашей страны создана компетенция по серийному производству тяжелых транспортников. Новые машины Ил-76МД-90А ульяновского производства уже поступают в ВКС России.

По теме: