Восстановить!? Ту-144 для в качестве летающей лаборатории

Он уверен, что сверхзвуковые машины – это будущее гражданской авиации, и привёл в пример длительность перелётов из европейской части России на Дальний Восток, где время в пути может достигать девяти часов. Сверхзвуковые самолёты способны значительно сократить продолжительность таких рейсов, что, по словам Савельева, в разрезе бизнес-перевозок делает их перспективу особенно актуальной.

Справочно: Один из главных экспонатов музея в Зинсхайме – Ту-144Д СССР-77112 (сер. № 07-01). Ту-144 в Зинсхайме. Этот самолёт полетал совсем недолго, в 1979-1982 гг., после чего долго находился на хранении в ЛИИ Громова. В 2000 г. он был продан в Музей техники в Зинсхайме и доставлен туда в частично разобранном виде на барже. В музее самолёт был снова собран и поставлен на крышу одного из двух главных корпусов, причём музейщики тогда оставили на крыше место и для его импортного собрата – Concorde, хотя они на тот момент ещё находились в эксплуатации…

Тему возрождения гражданской сверхзвуковой авиации ранее поднимал президент России Владимир Путин на встречах с общественностью и в рамках визитов на Казанский авиационный завод. В 2018 году и в 2019 году он обращал внимание на необходимость новых исследований и внедрения современных технологий для совершенствования гражданской авиации в стране. Теперь Виталий Савельев подчеркнул, что у России имеются все необходимые ресурсы и возможности первой вывести на рынок новые пассажирские сверхзвуковые самолёты.

Сверхзвуковой лайнер Ту-144 – наш сверхзвук

В этой связи управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев рассказал, что ранее отвечал на вопросы о возрождении сверхзвуковой авиации для пассажирских перевозок и сообщил, что «Туполев» может восстановить один из самолётов Ту-144, который находится в Жуковском.

«Студенты КАИ уже как-то задавали мне вопрос, не хотим ли мы поставить на крыло Ту-144. Технически это возможно. Одна из таких машин есть на нашей базе в Жуковском, причём в довольно неплохом состоянии. Восстановление её лётной годности могло бы стать первым шагом к возрождению сверхзвуковых авиасообщений в нашей стране», – написал Тимофеев в своём ТГ-канале.

Однако он подчеркнул, что на данный момент первостепенная задача компании «Туполев» – выйти на плановые темпы серийного производства самолётов Ту-214. Тем не менее, в перспективе создание и использование сверхзвукового самолёта-лаборатории может оказать значительное влияние на развитие гражданской авиационной техники.

В сообщении Константина Тимофеева речь идёт о самолёте Ту-144 с регистрационным номером СССР-77115, который находится на хранении в ЛИИ им. Громова в Жуковском и является постоянным участником статической экспозиции МАКС. Летающая лаборатория Ту-144 позволит глубже исследовать безопасность, эффективность и экономичность сверхзвуковых машин, что в конечном итоге предоставит конструкторам, учёным и производителям самолётных систем новые данные для создания сверхзвукового самолёта, отвечающего современным требованиям.

Главным конструктором был назначен А.А. Туполев. В ходе проработки аэродинамической компоновки Ту-144 в ОКБ и ЦАГИ рассматривалось несколько десятков возможных вариантов. Окончательно остановились на схеме низкоплана — «бесхвостки» с составным треугольным крылом оживальной формы с четырьмя ДТРДФ.

Строительство предсерийного модернизированного самолета Ту-144 началось на ММЗ «Опыт» в 1968 г. По расчетным данным, с двигателями НК-144А предполагаемая сверхзвуковая дальность полета должна была составлять 3500 км. С целью улучшения аэродинамических характеристик самолета изменили форму крыла в плане. По сравнению с «044» увеличилась площадь крыла, ввели более интенсивную коническую крутку его концевых частей. Была увеличена длина фюзеляжа с учетом размещения 150 пассажиров, каждую пару двигателей разместили под крылом. Важным отличием стало внедрение переднего убирающегося в полете крылышка, выдвигавшегося из фюзеляжа на взлетно-посадочных режимах. Строительство предсерийного Ту-144 № 01-1 завершилось в начале 1971 г. 1 июня 1971 г. самолет совершил первый полет.

  • Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года.
  • Начало эксплуатации: 26 декабря 1975 года; 1 ноября 1977 года (пассажирские перевозки).
  • Конец эксплуатации: 1 июня 1978 года (пассажирские перевозки); последний полёт — 26 июня 1999 года.
  • Макс. взлетная масса: 203 тонн.
  • Макс. скорость: 2500 км/час.
  • Практическая дальность полета, с коммерческой нагрузкой: 
  • – 7 тонн (70 пас.):  6200 км; 
  • – 11-13 т(130 пас.): 5700 км; 
  • –  15 т. (150 пасс.): 5330 км. 
  • Двигатели 4х ТРД НК-32-1(245 кН). С 1968 по 1984 годы построено 16 ед.