Статус программы бомбардировщика Ту-22М3М

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. В ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300–2500 км/ч, дальность полёта на дозвуковых скоростях — 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Общие сведения о программе

История создания. Мнение экспертов

Рождение линейки Ту-22М было непростым. Арское кладбище Казани, могилы Бориса Машковцева и Владимира Мещерякова, погибших при испытании Ту-22М2 23 ноября 1973 года

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полёта — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ. В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолётов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, лётные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976 года самолёт приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани построили 211 самолётов Ту-22М2.

Об этом пишет деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online»

Чтобы обеспечить заданные ещё в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбардировщика Ту-22М3. Его первый полёт состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По лётно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолётов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, под давлением США. По неофициальным данным, сегодня в строю имеется 62 ракетоносца Ту-22М3.

На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолёты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».

Чтобы понимать, на что способен этот бомбардировщик, приведём сравнение: одним ударом свободнопадающими бомбами Ту-22М2 перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям – это без малого 250 кв. км! Возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом. Осенью 2017 года появилась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС. Таким образом, “второе дыхание” бомбардировщика Ту-22М3 по своему эффекту может оказаться посильнее возобновления производства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы уже в том, что она есть, а Ту-160М2 ещё только начинает строиться.

Наши заокеанские “друзья” будут впечатлены, когда Ту-22М3 получит аппаратуру, потенциально делающую машину ещё одной «длинной рукой» России […]
Далее подробнее: Кузькина мать – 3: Казанский авиазавод вернет Ту-22М3 «второе дыхание»

В 2018 году начнётся модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 в версию Ту-22М3М

В ОКБ Туполева завершена разработка конструкторской документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3Ту-22М3М, первая глубокая модернизация находящихся в строю самолётов начнётся в 2018 году, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ту-22М3М получит современное высокоточное оружие, его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у новейшего Ту-160М2.

“По Ту-22М3М выпуск документации закончен, на Казанском авиационном заводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях Воздушно-космических сил РФ. Первая глубокая модернизация этих самолётов со времени их создания начнётся со следующего года”, – сказал собеседник агентства.

Он отметил что “комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет абсолютно новым и унифицированным с Ту-160М2. “Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс”, – уточнил источник, подчеркнув, что силовая установка Ту-22М3М будет идентичной Ту-160М2 – это двигатели НК-32-02 самарского ПАО “Кузнецов”.

Источник отметил, что после модернизации Ту-22М3М получит возможность применять “современное дальнобойное высокоточное оружие”, а сроки модернизации и количество обновленных самолётов зависят от “возможностей завода и от того, как пойдёт работа по первым машинам”.

17 ноября глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил, что дальние бомбардировщики Ту-22М3 обладают огромным потенциалом для модернизации и обеспечивают превосходство российской стратегической авиации. “Модернизационный потенциал у Ту-22М3 огромный. Этот бомбардировщик, наряду с Ту-160 и Ту-95, обеспечивает превосходство российской стратегической дальней авиации”, — цитирует сенатора его пресс-служба.

Бондарев подчеркнул, что Ту-22М3 обладают передовыми характеристиками, могут лететь на сверхзвуковой скорости – 2300 километров в час, достигают высоты 13 километров, преодолевают расстояние в 6 тысяч километров.

“Мультифункциональны. Манёвренны. Могут наносить высокоточные удары как по неподвижным, так и по двигающимся целям. Бьют и управляемыми ракетами, и авиабомбами. Имеют большой радиус действия. Любые погодные условия для них не помеха. Современная прицельно-навигационная система позволяет бомбардировщикам применяться даже в тёмное время суток”, — отметил генерал, в 2015-2017 годах возглавлявший ВКС РФ.

До уровня Ту-22М3М будут модернизированы 30 самолётов, на которых разместят новый комплекс бортового оборудования СВП-24-22, радиолокационную станцию НВ-45, улучшат эргономику кабины, установят новые бортовые системы, продлят ресурс планера до 35 лет. Самолёт сможет нести высокоточное неядерное оружие, в том числе крылатую ракету Х-32 с дальностью до 600 км.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 – глубокая модификация самолёта Ту-22. Разработан ОКБ Туполева в середине 1970-х годов, совершил первый полёт 20 июня 1977 года, принят на вооружение в 1989 году. Максимальная скорость – 2000 км/ч, потолок – 13,3 тысячи метров, боевая нагрузка – до 24 тонн (ракеты Х-22 и Х-15, бомбы, морские мины).

Всего выпущено 268 таких самолётов. В настоящее время, по данным журнала The Military Balance, в Воздушно-космических силах России имеется 62 Ту-22М3. Они активно применяются в сирийской кампании, нанося удары по различным объектам террористов.

По теме:

Энциклопедия программы: