Статус программ беспилотной авиации России

Сегодня абсолютными лидерами в области производства беспилотной авиации (в том числе и ударного типа) считаются США и Израиль, хотя ещё в 80-е годы прошлого столетия наша страна была одним из основных фаворитов в этой сфере[…]

Общие сведения о БПЛА

В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к малозаметности, мобильности, автономности и другим тактико-техническим требованиям были добавлены пункты, выполнение которых заставило разработчиков пересмотреть вопросы проектирования, производства и испытаний беспилотной техники. Например, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) должен был быть:

  • многократного использования,
  • выполнять полёты как на малых,
  • так и на больших высотах,
  • и даже над горными районами.

В настоящее время в России над созданием комплексов беспилотных летательных аппаратов работают четыре компании: МиГ, Сухой, ОКБ Симонова и группа “Кронштадт“. Они разрабатывают линейку разведывательно-ударных беспилотников массой от одной до 20 тонн.

БПЛА для армии

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в России активно разрабатываются последние десять лет. В данный момент создано или находится в разработке десятки дронов различной направленности. Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех в июне 2019 года впервые представил в открытом доступе лётный образец разведывательного дрона «Корсар». Премьера беспилотника состоялась на форуме «Армия-2019».

Дрон-разведчик способен развивать скорость до 150 км/ч. Масса «Корсара» составляет 200 кг, размах крыльев – 6,5 м, длина фюзеляжа – 4,2 м.  «Корсар» может совершать полёт на высоте более 5000 метров, что делает его недосягаемым для стрелкового оружия и многих типов переносных зенитных ракетных комплексов. Экономичный двигатель позволяет «Корсару» находиться в воздухе до 8 часов. Собранная дроном информация обрабатывается и передаётся наземным системам в режиме реального времени.

БПЛА «Корсар» является частью комплекса, в состав которого входят несколько летательных аппаратов и единая наземная система управления. В перспективе комплекс может быть оснащён летательными аппаратами с улучшенными характеристиками и расширенными функциями. 

На вооружении ВДВ

На вооружении подразделений беспилотных летательных аппаратов Воздушно-десантных войск находятся многофункциональные беспилотных комплексов типа «Орлан», «Элерон» и «Тахион». Беспилотные комплексы оснащены сменными модулями с тепловизионными, фото- и видеокамерами на гиростабилизированной поворотной платформе, а также аппаратурой для ретрансляции. Беспилотники планируется применять в ходе плановых мероприятий боевой подготовки для ведения воздушной, оптико-электронной, радио и радиотехнической разведки, передачи целеуказаний на ударные (огневые) средства и корректировки огня.

Перечень БПЛА с характеристиками

Название Взлетный вес
Дальность
Время полета
Линейка БПЛА ZALA-421 1,5..95 кг
2..50 км
0,5..8 часов
Т-23
Т-28 «Элерон-3»
3,5/5,3 кг
L= 50 км, Н=4 км
1,5 часа
Т-10 «Элерон-10» 15,5 кг
50 км
2,5 часа
Орлан-10 14 кг
600 км
16 часов
Тахион 25 кг
40 км
2 часа
Форпост
Форпост-Р
450 кг
400 км
18 часов
Дозор-600 720 кг
3500 км
24 часа
Орион 1000 кг
250 км
24 часа
Альтуис-У 5 тонн
10000 км
48 часов
С-70 20 тонн

Кроме того, применение новых БЛА в ходе различных учений, в том числе и международных, позволит вести скрытную видео- и аэрофотосъемку удаленных районов. Современные беспилотные комплексы способны находиться в воздухе от 2 до 18 часов и выполнять задачи на высотах от пары десятков до нескольких тысяч метров. Благодаря особой аэродинамической форме БЛА способны развивать скорость полета от 40 до 160 км/ч и вести передачу данных оператору, находящемуся на расстоянии до 60 километров от беспилотника.

Разрабатываемый в России ударный беспилотник (БЛА) по своим очертаниям похож на разведывательно-ударные аппараты, создаваемые ведущими технологически развитыми государствами, включая страны Европы и США, выполнен по схеме “летающее крыло“. Новейший российский ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник» он же С-70 станет прототипом истребителя 6-го поколения, сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.

Признаки истребителя 6-го поколения «до конца не сформированы, но можно выделить главные черты». «В первую очередь, это отсутствие летчика и способность автономно выполнять любые боевые задачи. В этой части — искусственного интеллекта и автономности — «Охотник» будет прототипом истребителя 6-го поколения».

Признаки истребителя 6-го поколения «до конца не сформированы, но можно выделить главные черты». «В первую очередь, это отсутствие летчика и способность автономно выполнять любые боевые задачи. В этой части — искусственного интеллекта и автономности — «Охотник» будет прототипом истребителя 6-го поколения».

Источник РИА Новости уточнил, что «Охотник» сможет полностью самостоятельно «совершить взлет, выполнить задание и вернуться на аэродром». «Единственное: он пока не получит функцию принятия решения на применение оружия — это остается за человеком», — пояснил собеседник.

“Исходя из данных по взлетной массе, можно предположить, что этот беспилотник будет близок по своим характеристикам к американскому беспилотнику X-47B разработки Northrop Grumman. Он может летать на высоких дозвуковых скоростях, действуя в радиусе до 4 тысяч километров, неся разнообразную целевую нагрузку, в том числе ударную, массой до двух тонн“, — сказал Федутинов.

При создании БПЛА и их применении возникает много вопросов, которые связаны не с самими беспилотниками, а, “например, с управлением воздушным движением”. “Это вообще проблемы всего мира. Наши коллеги из Америки тоже десять лет решают эти вопросы на самом высоком уровне”, — отметил вице-президент ОАК.

Мы сейчас говорим о создании системы беспилотной авиации“, — подчеркнул Коротков. По его информации, в интересах Минобороны РФ в настоящее время создаются БПЛА массой более 10 тонн.

Новинка из области беспилотников

«Сириус»

Новинкой из области беспилотников на HeliRussia 2018 станет «Сириус» – БЛА самолётного типа, разработки НПО «Авиационно-космические технологии». «Сириус» предназначается для выполнения целого ряда важных задач в сложных климатических условиях Крайнего Севера: это сопровождение судов и самолётов, ледовая разведка, обследование проходящих в Арктике трубопроводов и ретрансляция радиосигналов.

Платформа SKYF

Другая инновационная модель БЛА, которую можно будет увидеть на HeliRussia 2018, это первая в мире промышленная авиагрузовая платформа SKYF разработки ОКБ «Авиарешения». SKYF это беспилотник мультироторного типа, построенный по уникальной схеме с разделением подъёмных и управляющих винтов и использующий бензиновый двигатель. Основное преимущество аппарата – феноменальная для беспилотника такого типа грузоподъёмность, достигающая 250 кг. Помимо транспортировки грузов, модель может применяться для выполнения авиасельхозработ и воздушного пожаротушения. На HeliRussia 2018 будет продемонстрирован лётный образец.

Впервые на площадках трёх выставок: KADEХ, HeliRussia и День передовых технологий компания ZALA AERO, входящая в концерн «Калашников», продемонстрировала новое серийное беспилотное воздушное судно (БВС) ZALA 421-16Ev2. Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации “Ростех”. Подробнее: ZALA AERO продемонстрировала новый серийный беспилотник.

Минобороны Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех впервые покажет широкой публике беспилотный летательный аппарат «Корсар» на Параде Победы 9 мая 2018 года. «Корсар» предназначен для разведки местности, осуществления патрульных и наблюдательных полетов и выполнения аэрофотосъемки местности в зоне радиусом до 120 км.  Подробнее:  Впервые на параде Победы покажут БПЛА самолётного типа «Корсар».

Аппарат RH-300 – арктический беспилотный вертолет. Срок разработки такой техники занимает от 5 до 7 лет. По утвержденной программе разработки и сертификации первый полет вертолета запланирован в 2019 году, а в 2021 году начнется серийное производство.  Крейсерская скорость 110 км/ч. Сейчас разработана полностью электрическая компоновка, с ограничением времени полета до 40-50 минут. Следующая часть этой программы – гибридная силовая установка – поршневой двигатель малого объема, который будет крутить генератор. Тогда беспилотник сможет автономно летать до 4-5 часов. Этот аппарат мы экспонировали на выставке HeliRussia в мае. Первичный электрический облик уже готов, и часть испытаний проведена.  Подробнее: “Вертолеты России”: арктический беспилотник выйдет на рынок в 2019 году.

По теме:

Разведывательный беспилотный комплекс “Форпост”
Разработчик: РТИ Системы (Россия), IAI (Израиль)
Изготовитель: Уральский завод гражданской авиации (Россия)
БЛА Форпост – лицензионная копия БЛА “Searcher 2”.
Состав комплекса
3 x БЛА Форпост;
1 x станция управления.
Характеристики:
Длина – 5,85 м.;
Размах крыла – 8,55 м.;
Максимальная взлетная масса – 454 кг.;
Полезная нагрузка – 100 кг.;
Высота полета – 5797 м.;
Время полета – 17,5 час.;
Максимальная скорость – 204 км/ч;
Дальность действия – 250 км.;
Максимальная дальность полета – 400 км.;
Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) “Альтаир”
Разработчик: ОКБ им. Симонова (Россия), Кронштадт Технологии (Россия)
Изготовитель: КАПО им. Горбунова (Россия)

БПЛА “Альтаир” – разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета разработан в рамках НИР “Альтиус-М” и предназначен для длительного патрулирования, разведки, целеуказания, уничтожения наземных целей.
Характеристики:
Длина – 11,6 м.;
Размах крыла – 28,5 м.;
Размах оперения – 6 м.
Двигатель – 2 x 12-тицилиндровых дизельных двигателя RED A03/V12 с турбонаддувом компании RED Aircraft GmbH (Германия), мощность 960 л.с.;
БРЭО – разработка КРЭТ в рамках НИР “Иноходец” и НИР “Охотник”;
Крейсерская скорость – 150 – 250 км/ч.;
Практический потолок – 12000 м.;
Полезная нагрузка – 1000 кг.
Взлетная масса – 5000 кг.;
Дальность полета – 10 000 км.;
Продолжительность полета – 48 час.;
26.08.2020г. Беспилотный стелс-штурмовик «Гром» защитит Су-35 и Су-57 от средств ПВО противника БЛА «Гром» предназначен для работы «ведомым» в передовом атакующем эшелоне во взаимодействии с пилотируемой авиацией, он будет выполнять следующие функции:
вскрытие и поражение комплексов войсковой и объектовой ПВО;
>поражение управляемым высокоточным оружием наземных целей в тактической и оперативно-тактической глубине;
>поражение надводных целей и береговых объектов;
воздушная разведка.
Его технические характеристики:
>>Размах крыла – 10 м;
>>Высота – 3,8 м;
>>Длина – 13,8 м;
>>Максимальная взлётная масса – 7000 кг;
>>Максимальная масса боевой нагрузки – 2000 кг.
17.08.2020г. Многоцелевой БЛА “Сириус” большой продолжительности полёта предназначен для воздушного патрулирования, противопожарного и экологического мониторинга, топографической съёмки местности и ретрансляции сигналов радиосвязи. В задачи БЛА “Сириус” входит мониторинг арктической зоны, воздушное патрулирование протяжённых объектов и больших территорий, экстренная доставка грузов на большие расстояния…
Модель разрабатываемого Группой “Кронштадт” большого беспилотного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой конвертопланной схемы “Фрегат” в цеху АО “Московское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышева”. 
Тяжелый беспилотный летательный аппарат “Сириус”. Ранее для “Сириуса” (проект “Иноходец-РУ) заявлялись взлетная масса до 2 тонн, размах крыла до 23 метров, продолжительность полета должна достигать 20 часов. Максимальная высота полета беспилотника получит взлетную массу до 2 тонн, размах его крыла составит до 23 метров, продолжительность полета – до 20 часов. Ожидается, что максимальная высота полета беспилотника будет составлять 7 тысяч метров, крейсерская скорость аппарата составит 180 километров в час.

Первый отечественный беспилотный летательный комплекс с гибридной силовой установкой – ZALA 421-16Е5G. Комплекс безаэродромного базирования, оснащенный последовательной гибридной силовой установкой, способен находиться в воздухе более 12 часов и преодолевать расстояния свыше 1200 км.:

SH-350 — беспилотное воздушное судно вертолетного типа, способное развивать скорость до 150 км/ч и нести до 50 кг полезной нагрузки. В систему управления беспилотника интегрированы технологии искусственного интеллекта, обеспечивающие автономный полёт, самостоятельное
ориентирование на местности и облёт различных препятствий. В качестве целевой нагрузки могут использоваться оптические системы, радиолокационные станции, транспортный модуль и другое оборудование для решения широкого спектра задач.
Преимущества
Беспилотное воздушное судно SH-350 обладает отличной маневренностью, высокой удельной грузоподъемностью и способностью зависать в воздухе для осмотра высотных объектов. Оснащение вертолета позволяет выполнять полеты даже в сложных метеоусловиях. Универсальность и высокие летно-технические характеристики делают эту модель незаменимой для мониторинговых работ и доставки грузов на труднодоступные территории… подробнее: Беспилотники «Аэромакс»

Барражирующий боеприпас «Ланцет-3». Модернизированный барражирующий боеприпас «Ланцет» применяется для уничтожения пехоты и техники. Продолжительность полёта «Ланцетов» увеличена с 40 минут до одного часа. Кроме того, масса боевой части выросла с трёх до более 5 кг. Источник уточнил, что «для поражения позиций, мест сосредоточения живой силы и техники “Ланцет” имеет функцию предконтактного подрыва – осколочно-фугасный заряд дрона подрывается в воздухе в стороне от цели или над целью, чтобы ударная волна и осколки накрыли как можно большую площадь».: 

https://rutube.ru/video/898b3e546728f3084a728f4b264653f6/

Энциклопедия российских БПЛА: