Лёгкий многоцелевой 19-местный турбовинтовой самолёт ЛМС-192 «Освей» разрабатывается в рамках Комплексной межведомственной программы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области авиастроения с целью обеспечения безопасности и достижения технологического суверенитета России и Белоруссии.
Общие сведения о программе:
Соглашение о разработке и организации серийного производства самолёта «Освей»было подписано 15 апреля 2024 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. УЗГА назначен головным исполнителем, 558-й АРЗ – соисполнителем от Белоруссии, которая в рамках соглашения создаёт производственные мощности, а российская сторона обеспечивает размещение заказов на 558-м АРЗ для изготовления не менее 178 фюзеляжей и 50 процентов от общего количества самолётов, предусмотренных к поставке до 2030 года, но не менее 89 единиц.
Проект двухдвигательного самолёта ЛМС-192 «Освей» , иллюстрация / Фото: лицензия Creative Commons
22 мая 2024 года в ходе поездки в Татарстан заместитель премьер-министра Республики Беларусь Пётр Пархомчик заявил, что первый опытный самолёт «Освей» появится в 2026 году. 24 мая его слова подтвердил первый вице-премьер правительства России Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что в конце 2026 – начале 2027 года должен появиться уже опытный образец и должны начаться испытания 19-местной машины», – сказал он журналистам.
Самолёт был включён в скорректированную комплексную программу развития отечественного авиапрома до 2030 года. В соответствии с планами, совместное серийное производство начнётся в 2027 году выпуском сразу 20 машин. С 2028 года темп производства должен вырасти до 46 самолётов, а всего до конца 2030 года необходимо изготовить 158 единиц самолётов «Освей». Из этой же редакции программы стало известно, что проектное наименование самолёта – ЛМС-192, ранее премьер-министр Белоруссии Роман Головченко сообщал, что машина будет 12-местной с названием ЛМС-401.
По теме: Производство самолета “Освей”…
«Освей» представляет собой подкосный высокоплан с однокилевым вертикальным и нормальным горизонтальным оперением. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя типа ВК-800СМ, работу над которыми ведёт УЗГА, воздушные винты шестилопастные, шасси – неубирающееся и иметь конкурентоспособную стоимость для авиаперевозчиков. Как сообщил главный инженер 558-го Авиационного ремонтного завода (Барановичи) Андрей Тучин, хотя стойки шасси и скажутся на аэродинамических характеристиках самолёта, выбор неубирающегося шасси обоснован с точки зрения безопасности.
«В период распутицы на неподготовленном аэродроме комья грязи могут помешать убрать шасси. Это может привести к ситуации, когда их невозможно будет выпустить, что крайне опасно», – заявил Андрей Тучин в интервью белорусскому телеканалу СТВ.
Бортовое оборудование разрабатывается российским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) на основе более ранних своих проектов.
ВК-800СМ выполнен по традиционной для двигателей такой размерности схеме: компрессор с одной высоконагруженной высокоэффективной центробежной ступенью и одноступенчатой турбиной. Свободная турбина выполнена двухступенчатой. Отличительной особенностью является применение в конструкции камеры сгорания плёночного охлаждения, сокращающего расход охлаждающего воздуха и заметно повышающего КПД двигателя. Улучшению ресурсных характеристик двигателя будет способствовать применение современных технологий литья турбинных лопаток с применением жаропрочных сплавов. Самое пристальное внимание уделяется надёжности двигателя, учитывая, что он также применяется в составе силовой установки одномоторного ЛМС-901 «Байкал».
Турбовинтовой двигатель ВК-800СМ / Фото © ОАО «558 Авиационный ремонтный завод»
Летно-технические характеристики:
В Минпромторге также рассказали, что летно-технические характеристики судна будут уточнятся по мере выполнения опытно-конструкторских работ (ОКР). При этом перед разработчиками судна стоит задача создать конкурента Cessna 408 SkyCourier, L 410NG, Indonesian Aerospace N-219 и DHC-6 300 Twin Otter.
Сравнение с аналогами:
Cessna 408 SkyCourier | L-410 УВП-E20[1] | Evektor EV-55 Outback[2] | Рысачок[3] | Twin Otter[4] | Do 228NG[5] | PZL M28[6] | Harbin Y-12[7] | Beechcraft King Air 350i[8] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||||||
Год первого полёта | 2020 г. | 1969 г. | 2011 г. | 2010 г. | 1965 г. | 1981 г. | 1993 г. | 1982 г. | 1972 г. |
Годы производства | 2020–н.в. | 1971–н.в. | 2014 г. (план) | 2015 г. (план) | 1965–н.в. | 1981–1998 гг. | 1993–н.в. | 1985–н.в. | 1974–н.в. |
Экипаж | 2 | 2 | 1-2 | 1-2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Пассажиры | 19 | 19 | 9 | 10 | 20 | 19 | 19 | 17 | 13 |
Грузоподъёмность | 2722 | 1800 | 1824 | 1500 | 2340 | 2000 | |||
Размах крыла, м | 21,95 | 19,478 | 16,10 | 18 | 19,8 | 16,97 | 22,06 | 17,24 | |
Длина, м | 16,71 | 14,424 | 14,35 | 12,44 | 15,77 | 16,56 | 13,1 | 18,86 | 13,34 |
Площадь крыла, м² | 34,86 | 32,3 | 39 | 32 | 39,72 | 34,27 | 28,2 | ||
Вес пустого, т | 4,05 | 2,626 | 2,77 | 3,363 | 3,739 | 4,1 | 2,84 | 3,52 | |
Максимальный взлётный вес, т | 6,6 | 4,6 | 6 | 5,67 | 6,6 | 7,5 | 5,3 | 5,67 | |
Максимальная скорость, км/ч | 370 | 405 | 408 | 400 | 338 | 433 | 355 | 328 | 545 |
Крейсерская скорость, км/ч | 340 | 220 | 250 | 278 | 315 | 270 | 250 | 536 | |
Максимальный потолок, м | 7600 | 8382 | 6000 | 8014 | 8535 | 7620 | 7000 | 10700 |
Россия и Белоруссия будут финансировать проект на паритетных началах, однако техническое переоборудование и создание новых производств каждая страна будет осуществлять самостоятельно.