Статус совместного турбовинтового самолёта ЛМС-192 «Освей»

Соглашение о разработке и организации серийного производства самолёта «Освей»было подписано 15 апреля 2024 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. УЗГА назначен головным исполнителем, 558-й АРЗ – соисполнителем от Белоруссии, которая в рамках соглашения создаёт производственные мощности, а российская сторона обеспечивает размещение заказов на 558-м АРЗ для изготовления не менее 178 фюзеляжей и 50 процентов от общего количества самолётов, предусмотренных к поставке до 2030 года, но не менее 89 единиц.

22 мая 2024 года в ходе поездки в Татарстан заместитель премьер-министра Республики Беларусь Пётр Пархомчик заявил, что первый опытный самолёт «Освей» появится в 2026 году. 24 мая его слова подтвердил первый вице-премьер правительства России Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что в конце 2026 – начале 2027 года должен появиться уже опытный образец и должны начаться испытания 19-местной машины», – сказал он журналистам.

Самолёт был включён в скорректированную комплексную программу развития отечественного авиапрома до 2030 года. В соответствии с планами, совместное серийное производство начнётся в 2027 году выпуском сразу 20 машин. С 2028 года темп производства должен вырасти до 46 самолётов, а всего до конца 2030 года необходимо изготовить 158 единиц самолётов «Освей». Из этой же редакции программы стало известно, что проектное наименование самолёта – ЛМС-192, ранее премьер-министр Белоруссии Роман Головченко сообщал, что машина будет 12-местной с названием ЛМС-401.

По теме: Производство самолета “Освей”

«Освей» представляет собой подкосный высокоплан с однокилевым вертикальным и нормальным горизонтальным оперением. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя типа ВК-800СМ, работу над которыми ведёт УЗГА, воздушные винты шестилопастные, шасси – неубирающееся и иметь конкурентоспособную стоимость для авиаперевозчиков. Как сообщил главный инженер 558-го Авиационного ремонтного завода (Барановичи) Андрей Тучин, хотя стойки шасси и скажутся на аэродинамических характеристиках самолёта, выбор неубирающегося шасси обоснован с точки зрения безопасности.

«В период распутицы на неподготовленном аэродроме комья грязи могут помешать убрать шасси. Это может привести к ситуации, когда их невозможно будет выпустить, что крайне опасно», – заявил Андрей Тучин в интервью белорусскому телеканалу СТВ.

Бортовое оборудование разрабатывается российским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) на основе более ранних своих проектов.

ВК-800СМ выполнен по традиционной для двигателей такой размерности схеме: компрессор с одной высоконагруженной высокоэффективной центробежной ступенью и одноступенчатой турбиной. Свободная турбина выполнена двухступенчатой. Отличительной особенностью является применение в конструкции камеры сгорания плёночного охлаждения, сокращающего расход охлаждающего воздуха и заметно повышающего КПД двигателя. Улучшению ресурсных характеристик двигателя будет способствовать применение современных технологий литья турбинных лопаток с применением жаропрочных сплавов. Самое пристальное внимание уделяется надёжности двигателя, учитывая, что он также применяется в составе силовой установки одномоторного ЛМС-901 «Байкал».

В Минпромторге также рассказали, что летно-технические характеристики судна будут уточнятся по мере выполнения опытно-конструкторских работ (ОКР). При этом перед разработчиками судна стоит задача создать конкурента Cessna 408 SkyCourier, L 410NG, Indonesian Aerospace N-219 и DHC-6 300 Twin Otter.

Cessna 408 SkyCourier L-410 УВП-E20[1] Evektor EV-55 Outback[2] Рысачок[3] Twin Otter[4] Do 228NG[5] PZL M28[6] Harbin Y-12[7] Beechcraft King Air 350i[8]
Внешний вид
Год первого полёта2020 г.1969 г.2011 г.2010 г.1965 г.1981 г.1993 г.1982 г.1972 г.
Годы производства2020–н.в.1971–н.в.2014 г. (план)2015 г. (план)1965–н.в.1981–1998 гг.1993–н.в.1985–н.в.1974–н.в.
Экипаж221-21-222222
Пассажиры19199102019191713
Грузоподъёмность272218001824150023402000
Размах крыла, м21,9519,47816,101819,816,9722,0617,24
Длина, м16,7114,42414,3512,4415,7716,5613,118,8613,34
Площадь крыла, м²34,8632,3393239,7234,2728,2
Вес пустого, т4,052,6262,773,3633,7394,12,843,52
Максимальный взлётный вес, т6,64,665,676,67,55,35,67
Максимальная скорость, км/ч370405408400338433355328545
Крейсерская скорость, км/ч340220250278315270250536
Максимальный потолок, м760083826000801485357620700010700

Россия и Белоруссия будут финансировать проект на паритетных началах, однако техническое переоборудование и создание новых производств каждая страна будет осуществлять самостоятельно.