«Бартини» — российский стартап, резидент технопарка Сколково и участник отраслевого инкубатора аэротакси McFly.aero. Компания, названная в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, существует с 2015 года, и её главная цель — создание удобного, манёвренного, малогабаритного летающего транспорта для повседневной эксплуатации в условиях городской среды.
Общие сведения о программе
В настоящее время в мире разрабатываются 100 проектов экологического транспорта с целью тестирования и развития экосистемы городского воздушного такси. Для авиации общего назначения – на одно- или двухместные самолёты приходится 70 проектов по всему миру.
То, что городские воздушные такси и проекты гражданской авиации доминируют в разработке полностью электрических аэросистем неудивительно, т.к. такие небольшие разработки легче финансировать и тестировать, а существующие технологии накопления и хранения электричества способствуют исследованиям полётов на малых мощностях и на короткие расстояния.
Появление технологии аккумуляторов, необходимой, чтобы региональные и коммерческие самолёты могли конкурировать с современными силовыми установками, не ожидается до 2030 года. Поэтому в современных концепциях электрических самолётов сейчас используются гибридные турбоэлектрические системы.
В России над проектами аэротакси и беспилотной перевозки грузов воздушным транспортом работают компании Группа “Кронштадт” и резидент технопарка «Сколково» компания “Бартини“.
Рынок аэротакси к 2030 году будет сопоставим с рынком «наземного» такси»
Группа “Кронштадт” (Санкт-Петербург) работает над созданием технологий, позволяющих перевозить грузы по воздуху в беспилотном режиме, они применимы также в организации служб аэротакси, рассказал директор Центра перспективных исследований Группы “Кронштадт” Владимир Воронов на конференции по вопросам интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство РФ, сообщает “Интерфакс” со ссылкой на пресс-службу “Кронштадта”.
Специалисты компании просчитали, что “переход на беспилотное управление летательным аппаратом позволит снизить стоимость лётного часа до 30%”… далее подробнее:
Будущее наступает уже сейчас — в Национальном исследовательском технологическом университете “МИСиС” собран прототип летающего такси, разработанного компанией «Бартини». Многочасовые пробки, переполненный общественный транспорт, трудности с планированием времени поездки — проблемы, знакомые каждому жителю мегаполиса, скоро останутся в истории. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба вуза.
“В центре прототипирования высокой сложности НИТУ “МИСиС” “Кинетика” собрали прототип летательного аппарата будущего по заказу российской компании “Бартини”. Аэротакси – а именно такую функцию предстоит выполнять аппарату – успешно прошло уже несколько тестовых испытаний. Завершить разработки и представить аэротакси на рынке планируется к 2020 году“, – сообщили в пресс-службе.
Аэротакси будет работать по трём главным принципам: электрическая тяга, аэродинамика (подвижность) крыла, вертикальный взлёт и посадка. Аппарат взлетает вертикально, как коптер, разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу. Далее аппарат летит подобно самолёту. Приземление происходит в обратном порядке.
Со стороны МИСиС требовалось произвести некоторые детали и узлы, оснастку для композитного покрытия из углепластика, а также собрать финальный вариант прототипа в масштабе 1:2. “Корпус изготовлен из полимерных материалов, оси – из стали, питание осуществляется от литиевых батарей. Вес прототипа – порядка 60 кг, а скорость – порядка 200 км/час.
Аппарат управляется дистанционно. Непосредственно взлёт, поддержание в воздухе и перемещение аппарата осуществляется за счёт четырёх “крыльев” – парных винтов, закреплённых на подвижных осях, это эффект Бартини, названный в честь итальянского авиаконструктора“, – рассказал руководитель производственного отдела “Кинетики” Павел Косятов.
«Эффект Бартини*» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом либо тандемной связки винтов.
В противоположность распространённому взгляду на силовую установку только как на тяговое устройство, Роберт Людвигович ещё в ранних своих работах искал пути расширения её функций и таких форм сочетания её с планером, которые приводили бы к повышению совершенства самолёта в целом.
В этом отношении классическая силовая установка «дореактивной эры» – поршневой мотор-винт не располагала большими возможностями.
Однако Роберту Людвиговичу удалось найти пути использования даже этих небольших возможностей:
*Его внимание привлёк эффект винта в кольце. Для самолёта ДАР его конструкции им был разработан вариант кольцевого центроплана, игравшего роль кольца для двух соосных винтов.
Тяговое усилие такого органического сочетания планера и винтов на 30% превышало тягу изолированной силовой установки, при этом крыло сохраняло высокие несущие свойства. В своё время этот «эффект Бартини*» вызвал большой интерес в научных кругах.
В конце 1935 года Бартини разработал дальний арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду. Разрабатывая «ДАР», Бартини предложил установить на него два 800-сильных двигателя «Испано-Сюиза» друг за другом, так, чтобы их воздушные винты образовывали соосную систему.
При этом вся силовая установка размещалась в профилированном кольцевом канале-центроплане. Исследования модели «ДАР» в аэродинамической трубе инженером СНИИ ГВФ М.П. Могилевским совместно со специалистами ЦАГИ, показали не только прирост тяги пропеллеров, но и снижение коэффициента лобового сопротивления кольцевого канала. Это было первое большое научное достижение Роберта Людвиговича, получившее по предложению известного специалиста в области аэродинамики И.В.Остославского название «эффект Бартини*».
Мудрое высказывание Бартини:
«Нужда в хороших дорогах, взлетно-посадочных полосах, судоходных реках и спокойном море снижает скорости транспортных средств, снижает их проходимость. Несмотря на рекорды гоночных автомобилей, колесо не в состоянии обеспечить устойчивое движение при скорости свыше 360 км/ч. На воде скорость судов также достигла предела, на ее пути встал гидравлический барьер; чем сильнее двигатели разгоняют корабль, тем больше сопротивление воды”…
Электрическое аэротакси
В настоящее время во всём мире в разработке находится около 170 программ для самолётов с электроприводом, по оценкам специалистов, до конца текущего года их общее количество должно превысить 200 проектов. Этот рост обусловлен повышенным вниманием к экологически чистому городскому транспорту.
С апреля 2018 года рост программам электрических самолётов составил почти 50%. На городское воздушное такси приходится половина всех зарегистрированных проектов.
Наибольшее количество разработок – 72 проекта приходится на Европейские страны. 3 мая на заводе Airbus Helicopters в немецком Донауворте совершил первый полёт электрический четырёхместный пассажирский самолёт CityAirbus. Вторым по количеству разработок регионом являются США, где в работе находится 67 проектов.
Специалисты полагают, что одним из ключевых вопросов, от решения которых зависит развитие рынка беспилотных авиаперевозок, является интеграция беспилотного воздушного сообщения и аэротакси в общее воздушное пространство и городскую среду.
Первая в Новомосковском округе (НАО) Москвы вертолетная площадка для аэротакси появится рядом со станцией метро «Прокшино», сообщила пресс-служба Департамента развития новых территорий столицы со ссылкой на главу ведомства Владимира Жидкина.
Начало этому проекту положено подписанием соглашения одного из наиболее активных застройщиков Новой Москвы ГК «А101» с ГК «АЭРОСОЮЗ». ГК «А101» уже приступила к строительству первой очереди офисно-торгового центра с прямым выходом из метро. В его проекте предусмотрена возможность организации на крыше вертолетной площадки. Здесь разместится вертолётный центр «АЭРОСОЮЗ-Прокшино»… далее подробнее: