Фигуры высшего пилотажа у вертолетчиков — это не только зрелищные маневры, которыми можно покрасоваться перед зрителями, но и важный инструмент для выживания в боевых условиях. Когда боевой вертолет выполняет сложные маневры, такие как «пикирование», «змейка», «скольжение» или «воронка», это позволяет избежать вражеского огня и эффективно поражать цели, демонстрируя настоящие чудеса маневренности.
Маневры на грани возможного
Вертолеты по своей природе обладают более ограниченной подвижностью по сравнению с самолетами, но опытные пилоты используют уникальные особенности винтокрылых машин для выполнения сложных фигур. Одной из таких фигур является «воронка» — маневр, при котором вертолет описывает круг с одновременным резким снижением и поворотом корпуса. В боевых условиях это позволяет удерживать врага в прицеле при минимальном времени на поражение цели.
Помимо «воронки», одной из самых впечатляющих фигур, также применяется «пикирование» — резкий спуск вертолета с набором скорости. Маневр позволяет молниеносно сократить дистанцию до цели или уклониться от вражеского огня, что особенно важно в условиях плотной атаки или внезапного боя. В бою это дает преимущество для нанесения удара с высоты или быстрого ухода с линии атаки.
Кроме тренировка точности и реакции, фигуры высшего пилотажа для военных летчиков — это возможность отработки сложных ситуаций. Например, при маневре «змейка» вертолет непрерывно меняет направление движения, избегая вражеских ракет. Этот маневр полезен для того, чтобы сохранить машину в условиях, когда каждый градус отклонения может стать решающим.
Что могут российские вертолеты
Современные российские вертолеты показывают впечатляющие возможности в плане маневренности и устойчивости. Оснащенные мощными двигателями и передовыми системами управления, они способны выполнять фигуры, которые еще недавно считались невозможными для вертолетов.
Например, ударный Ми-28Н может демонстрировать многие фигуры высшего пилотажа, такие как петля Нестерова («мертвая петля»), переворот Иммельмана, «горка», «бочка», полет боком, полет назад и другие. Однако в целях безопасности далеко не все эти фигуры летчикам разрешают показывать во время выступлений.
Участие в воздушном параде
Впрочем, даже обычные боевые вылеты «Ночного охотника», применяющегося сегодня в зоне СВО, напоминают высший пилотаж. Например, для уменьшения заметности вертолеты движутся на предельно малой высоте, элегантно огибая рельеф местности, или выполняют эффектные удары с кабрирования, то есть с резким подъемом в вертикальной плоскости.
Фото: Антон Тушин
Ка-52 — еще один ударный вертолет, но уже соосной схемы − может также выполнять знаменитую «мертвую петлю», «пикирование», «змейку», «горку», переходы из скольжения в скольжение, плоские развороты и другие. Именно соосная винтовая схема дает «Аллигатору» преимущества в устойчивости, управляемости и маневрировании на ограниченном пространстве. Например, относительно не сложный маневр «горка» − полет боком с резким набором высоты − часто применяется на Ка-52 в боевых действиях для точного поражения цели на дальних дистанциях.
ВКС получит 100 ед. Ка-52 до 2027г
Как танцуют профи
Именно на этих двух моделях вертолетов сегодня выступают «Беркуты» − единственная в России вертолетная пилотажная группа.
Вертолетный пилотаж — это сложная и опасная работа, особенно при групповом выполнении фигур. В отличие от самолетов, вертолеты менее стабильны в воздухе из-за особенностей аэродинамики и меньшей устойчивости. Выполнение фигур в составе группы требует высочайшего мастерства и слаженности.
Расстояние между вертолетами в боевом порядке может достигать всего 10 метров, и любое отклонение от траектории на скорости 200 км/ч может привести к трагическим последствиям. Ошибки в пилотировании вертолетов, в отличие от самолетов, где легкий контакт может ограничиться ремонтом, почти всегда заканчиваются катастрофой из-за столкновения работающих лопастей.
Фото: Антон Тушин
Впрочем, справляется с такими сложными задачами «Беркутам» не привыкать. Летчики команды − уникальные специалисты, которые не только демонстрируют высший класс управления, но и обучают других летать на новейших типах вертолетов. Их выступления, одиночные или групповые, всегда привлекают внимание. Кстати, «Беркуты» − единственная группа в мире, выступающая на боевых ударных вертолетах.
Их маневры — это не просто зрелище, а способ показать высший уровень технического и пилотажного мастерства, который может быть применен и в реальных боевых операциях. Кроме того, это лучшая демонстрация качества разработок отечественной школы вертолетостроения.
По теме:
Новый вариант модернизации вертолёта Ми-28Н