В марте 1941 года за создание пикирующего бомбардировщика с официальным обозначением Пе-2 Владимир Петляков был награжден государственной Сталинской премией I степени. Самолет создавался в тяжелый для страны и его конструктора период, но стал одним из самых массовых за историю Великой Отечественной войны.
Путь к пикирующему бомбардировщику был долгим: ПБ-100 (потом Пе-2) переделывался из своего прототипа высотного истребителя ВИ-100 в ускоренном темпе в предвоенное время. В конце мая 1940 года Владимиру Петлякову было поручено за полтора месяца модернизировать конструкцию опытного образца в трёхместный скоростной военный самолет. В сентябре того же года модифицированный летательный аппарат должен был быть представлен на государственных испытаниях. Спешка объяснялась приказом руководства СССР авиационному начальству страны: требовалась срочная замена АНТ-40, который уступал самолетам противника в финской войне и технически устарел.
С июля 1940 года группа Петлякова приступила к разработке фронтового бомбардировщика. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского тесно связан с проектом: работы велись в Спецтехотделе (СТО) Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения в здании на улице Радио, где располагался центр авиационной науки. Туда бригаду Владимира Петлякова перевели из подмосковного посёлка Болшево, когда возникла потребность в станочном парке для создания крылатых машин. И само собой, в центре авиационной науки проводились испытания боевой машины: на флаттер, проводились работы по сокращению дистанции взлета с использованием пороховых усилителей. Так проверялась прочность самолета и его боевые качества.
В короткие сроки сотрудникам СТО необходимо было разработать и испытать практически новый фюзеляж, тормозные щитки и систему управления ими, коренным образом пересмотреть размещение экипажа, изменить винтомоторную установку. Работы были выполнены и три недели спустя был продемонстрирован макет самолёта, а 23 июля 1940 года началось его серийное производство на заводах № 22 и № 39 в Москве. В 1941 году бюро Петлякова эвакуировали в Казань, где он курировал наладку выпуска бомбардировщика Пе-2, прототипом которого и был ПБ-100. Позднее собирать самолет стали также в Воронеже и Иркутске.
Сталинскую премию за создание Пе-2 Владимир Петляков получил в марте 1941 года. По воспоминаниям современников, узнав, что выделенных финансов не хватило для премирования чертежников за сверхскоростное выполнение важной государственной задачи, Владимир Михайлович попросил тайно распределить свою премию между ними. Обладатель двух орденов Ленина и одного — Красной звезды трагически погиб год спустя.
А современным “эффективным менеджерам”слабо часть дивидендов и зарплат распределить конструкторам?