“Новые санкции вряд ли смогут нас подкосить”

15.09.2014 год. Новый пакет санкций, опубликованный Евросоюзом, охватил «Объединенную авиастроительную корпорацию» и предприятия Ростеха:
корпорацию «Оборонпром» и холдинг «РТ-Химкомпозит«. И представители компаний, и эксперты утверждают, что в сегодняшнем виде санкции являются скорее символической мерой воздействия. Но источники в отрасли уверены, что в ближайшее время государству придется взять на себя добавочную нагрузку по поддержке авиационных проектов. Новый список предприятий и лиц, которых коснутся санкции, опубликован в официальном журнале Евросоюза…

История санкций против Авиапрома

В их числе «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и два дочерних общества госкорпорации Ростех: «РТ-Химкомпозит» и корпорация «Оборонпром«, включающая в себя «Вертолеты России» и «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК). Так же под санкции попал концерн «Алмаз-Антей«…

Санкции добрались до Авиапрома

Говоря про «Оборонпром», в «Ростехе» отмечают, что «холдинг не привлекал и не привлекает займов и кредитов от европейских банков и других зарубежных финансовых институтов», а его облигационные займы приобретены российскими банками. Источники в ОДК также сообщают, что корпорация не пользуется европейскими финансовыми инструментами. Собеседники «АвиаПорта» в вертолетной отрасли также уверены, что новый пакет санкций не затронет текущие проекты «Вертолетов России», в том числе и проекты с иностранными партнерами…

Сергей Чемезов рассказывает о финансовых и других итогах работы в 2018 г., о влиянии санкций на экспорт оружия и о доходах своей семьи:

Краткая биография:

Сергей Чемезов
Родился в 1952 г. в г. Черемхово Иркутской области. Окончил Иркутский институт народного хозяйства и Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба Вооруженных сил России. 1980 работал в экспериментально-промышленном объединении «Луч», в том числе главой представительства объединения «Луч» в ГДР. 1988 заместитель гендиректора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». 1996 начальник управления внешнеэкономических связей управления делами президента РФ. 1999 гендиректор «Промэкспорта». 2001 первый заместитель гендиректора, затем гендиректор «Рособоронэкспорта».
С 2007 и по н.в гендиректор госкорпорации «Ростех»…

Корпорация «Ростех» создавалась в 2007 г. прежде всего для консолидации принадлежащих государству оборонных активов. Сегодня в ее состав входит более 700 предприятий, на которых работает более полумиллиона человек, и проще сказать, в каких отраслях «Ростеха» нет. Даже Владимир Путин на праздновании 10-летия корпорации предостерег своего бывшего сослуживца, бессменного гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова от «бесконечного, бесконтрольного расширения». Но и это не остановило расширение: после поглощения Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех» станет одним из крупнейших в мире производителей авиатехники. Сам Чемезов говорит, что планов дальнейшей экспансии у него нет, он готов делиться активами с частными инвесторами, и объясняет, почему партнерами госкорпорации и совладельцами крупных компаний порой становятся мало кому известные люди.

 В конце прошлого года Владимир Путин публично предостерег «Ростех» от «бесконечного, бесконтрольного» расширения

  • Он правильно сказал: «бесконтрольного» расширения.

– Но с тех пор вы забрали Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и концерн «Тракторные заводы»!

  • Подождите-подождите! Мы ничего не забирали. Решения о передаче нам этих активов были приняты президентом и правительством.

– Сначала «Ростеху» были переданы в основном оборонные активы, а сейчас это и вакцины, и трактора, и компьютеры. Зачем вам столько всего?

  • Ответ уже даже в нашем названии – государственная корпорация. С одной стороны, наша цель – это развитие бизнеса, получение прибыли. С другой – выполнение государственных задач: безопасность по критическим технологиям, социальная стабильность, гособоронзаказ. Знаете, интересно, если посмотреть на 12 основных национальных проектов, которые определил президент, то вы обнаружите, что в каждом из них у нас если не основополагающая, то одна из главных ролей. Также есть задача сохранить важные отрасли промышленности, технологического прорыва. Так в составе «Ростеха» оказываются и ОАК, и «Тракторные заводы».

– То есть для вас это было как снег на голову?

  • Что касается «Тракторных заводов», честно говоря, да. Не планировалось, что их нам передадут. Владельцы концерна были не в состоянии обслуживать кредиты ВЭБа – 82 млрд руб. Дальше ожидался тяжелый сценарий – невыплата зарплат, остановка производства. Понятно, что банк не должен управлять промышленными активами. Поскольку мы тоже были кредиторами, в частности «Курганмашзавода» (производит в том числе боевые машины пехоты. – «Ведомости»), и у нас есть профильные направления, связанные с производством сельхозтехники и вооружений, было решено передать актив нам. А идея объединения ОАК с «Ростехом» существовала достаточно давно, потому что мы изготавливаем почти 70% комплектующих для авиации. Было бы правильно, чтобы и сборка, и производство комплектующих были сконцентрированы в одном месте.

– Когда ОАК окончательно войдет в состав «Ростеха»? И что с ней будет дальше?

  • Сейчас мы не совсем четко представляем финансовое состояние ОАК. В общих чертах, конечно, знаем, но нужно посмотреть на все скелеты в шкафу. А потом уже будем готовить новую стратегию. На присоединение отведено 18 месяцев. ОАК и «Вертолеты России» будут объединены в один авиационный кластер, в него войдут все предприятия, производящие комплектующие как для самолетов, так и для вертолетов. Но это будет не юридическое объединение, а условное – внутри корпорации. С учетом новых активов доля авиационного кластера в общей выручке корпорации составит примерно 50% – около 1 трлн руб. То есть авиастроительный блок станет самым мощным в корпорации.

  – Планируется ли разделение ОАК на военный и гражданский секторы?

  • Сказать со стопроцентной гарантией не могу – пока рано. Если посмотреть на мировую практику, это есть везде: у Boeing есть дивизион гражданской авиации и дивизион военной. В Airbus – то же самое. Но давайте подождем.

– На этом вы остановитесь или есть новые кандидаты на присоединение?

 Думаю, в ближайшее время не стоит этого ждать.

  – А вам самому не кажется, что структура стала слишком большой?

 Вы думаете, неуправляемой?

– Мы этого не говорили.

  • Структура у нас оптимальная. Финансовый результат хороший: прогноз по выручке в этом году – более 1,6 трлн руб., чистую прибыль ожидаем на уровне 127 млрд руб. Через дочерние холдинги мы объединяем более 700 предприятий. При этом мы не стремимся все концентрировать в своих руках. Привлекаем частных инвесторов, отдаем им пакеты акций наших компаний вплоть до контрольных, если это позволяет развивать активы. Почти в половине наших холдингов, в семи из 15, или частный инвестор уже в капитале, или мы в процессе сделки сейчас. Мы заинтересованы не только в дополнительных средствах, но и в приобретении новых компетенций, технологий и рынков. Думаю, такой же позитивный сценарий развития, как был у «Камаза», «АвтоВАЗа», «Калашникова», может быть в будущем и у других наших холдингов…PS … 

Откуда берутся партнёры:

Партнерами «Ростеха» зачастую становятся люди, которые до знакомства с вами были мало кому известны. А потом благодаря «Ростеху» стали акционерами компаний с миллиардными оборотами – например, «ВСМПО-Ависмы» или «РТ-инвеста». А ваш партнер по концерну «Калашников» Алексей Криворучко недавно стал заместителем министра обороны по вооружению. Это случайные совпадения?

  • Нет, мы просто оперируем категориями не известности, а профессионализма и эффективности. Эти качества для нас важнее. Может, они не были публичными, но своими делами доказали, что в состоянии управлять большими предприятиями.

–  Когда малоизвестные люди получают в госбанках кредит почти на $1 млрд и становятся контролирующими акционерами такого гиганта, как «ВСМПО-Ависма», возникают подозрения, что они кого-то фронтируют.

  • Никто никого не фронтирует
  • Мы пришли в «Калашников» с тем же Криворучко, когда годовая выручка была около 2,3 млрд руб. и убытки – почти 2 млрд руб. Сейчас годовая выручка группы компаний «Калашников» – более 40 млрд, а чистая прибыль по 2018 г. будет порядка 3 млрд руб. Концерн – это сотни новых продуктов и экспортных контрактов, несмотря ни на какие санкции, потому что продукт лучший. При этом Криворучко показал себя как в корпорации, так и в бизнесе – наверняка вы катаетесь в аэропорт на «Аэроэкспрессе», который он создал и возглавлял много лет. Уже после этого он вернулся в оборонку и решил инвестировать собственные средства с партнерами в «Калашников». У Андрея Шипелова [контролирующего акционера и гендиректора «РТ-инвеста»] также очень весомый бэкграунд в бизнесе – он начинал с торговли, занимался нефтепродуктами, вывозом и переработкой мусора, венчурными инвестициями и во всех этих сферах достиг серьезных успехов. И Криворучко, и Шипелов, и Михаил Шелков [совладелец и заместитель председателя совета директоров «ВСМПО-Ависмы] были достаточно состоятельными людьми, когда пришли в «Ростех». С Шелковым я знаком со времен работы в администрации президента, он тогда уже владел банками.

Стратегия «Нацимбио»:

–  Еще одна ваша «дочка», «Нацимбио», в которую вы привлекли частного инвестора, Marathon Group, – единственный поставщик препаратов крови, единственный поставщик лекарств для ФСИН, а также исполнитель Национального календаря прививок. К тому же еще несколько лет назад «Ростех» видел в структуре «Нацимбио» «национального дистрибутора лекарств», а сейчас как раз Минздрав намерен создать единого поставщика дорогих импортных лекарств. Каким вы видите будущее фармподразделения «Ростеха»?

  • Мы не дилеры, мы производители. Мы создали «Нацимбио», в первую очередь чтобы объединить все активы, которые мы получили в фармацевтике, а также чтобы привлечь частных инвесторов с подобными активами. Главная задача «Нацимбио» – это трансфер технологий, создание в России совместных предприятий, разработка собственных вакцин и препаратов. Чтобы не зависеть от иностранных производителей, которые могут отрезать нас от поставок жизненно важных лекарств, этот риск надо осознавать…

«Ростех» в цифровом мире:

– В последнее время «Ростех» очень заметен в сфере информационных технологий и цифровой экономики. Недавно СП с «Мегафоном», USM Holdings и Газпромбанком – «МФ технологиям» (МФТ) на базе Mail.ru исполнилось полгода. Вы уже получили свои 11% в компании? И в каких проектах участвуете?

  • Да, мы активны в этих направлениях. И видим большой потенциал в развитии бизнеса через создание технологических альянсов с наиболее развитыми игроками на рынках умной продукции. Про Mail.ru: «Ростех» приобрел 11% в МФТ, сумма сделки – $49,5 млн. Есть много совместных проектов, которые сейчас обсуждаются в различных областях. Mail.ru Group активно развивается. Уже после нашего вхождения в капитал МФТ было объявлено о планах создать СП между Mail.ru Group и Alibaba – крупнейшее в области электронной коммерции в РФ…P.S…

Гражданское значение:

 «Ростех» заявляет, что 50% продукции корпорации к 2025 г. будет относиться к гражданскому сегменту. Каков этот процент сейчас?

  • Да, такая цель есть. Сейчас доля гражданской продукции в выручке «Ростеха» составляет порядка 28%. При этом за последние четыре года продажи гражданки выросли более чем в 1,5 раза. Сейчас у нас разработана глобальная программа по диверсификации, совместно с ВЭБом создан проектный офис по диверсификации НПО «Конверсия». Он помогает компаниям ОПК выводить продукт на рынок, находит ниши, способствует развитию маркетинговых компетенций и получению льготного финансирования по программам ВЭБа и ФРП. При этом требования к производимой гражданской продукции очень серьезные, не сковородки и лопаты, как было в 1990-е. Эффективнее всего предприятия радиоэлектронного кластера: выручка у них выросла на 74% (выручка РЭК 2017 г. – 38 млрд руб., прогноз на 2018 г. – 66 млрд руб.). По нашим расчетам, суммарно за следующие три года продажи продукции гражданского назначения по «Ростеху» превысят 2,5 трлн руб.

–  Росавиация не добилась признания своей системы сертификации в Европе и США. Какие проблемы из-за этого возникнут для экспорта гражданской авиатехники?

  • Пока мы пользуемся старыми сертификатами, которые выдал МАК, – на ту технику, которая ранее была создана и которая уже поставляется. А вот с новой техникой, если Росавиация не сможет договориться о процедурах взаимного признания, подписать регламенты с международными органами сертификации, действительно могут быть проблемы. Это касается, например, экспорта самолетов, того же МС-21, на который мы делаем большую ставку. Отсутствие решения, в частности, ограничивает возможности ведения активных переговоров с потенциальными покупателями за рубежом. Я говорил на эту тему с министром транспорта Евгением Дитрихом, он пообещал, что до конца I квартала следующего года вопрос решится.

Санкции:

– США обещают ввести новые санкции в отношении России. Чего вы ждете, как к ним готовитесь?

  • Знаете, нас это не очень пугает: мы сделали все, чтобы минимизировать ущерб от санкций. Мы научились работать в этих условиях, а более жесткие санкции уже сложно придумать. Например, мы практически не заказываем за рубежом комплектующие изделия. От закупок в США ушли. Поэтому новые санкции вряд ли смогут нас подкосить.

– Правда ли, что после распространения закона CAATSA на «Рособоронэкспорт» с весны были парализованы долларовые платежи по военно-техническим контрактам с Индией и другими странами?

  • Конечно, санкции создают сложности для нас и наших партнеров, которые сталкиваются с серьезным давлением. Но непреодолимых препятствий нет. Мы же подписали крупнейший контракт за всю историю военно-технического сотрудничества России (со времен СССР) и Индии – на поставку зенитных систем С-400. Проблемы с платежами действительно периодически возникают. Мы приняли решение перейти на расчеты в национальных валютах: с нами могут рассчитываться как в рублях, так и в других конвертируемых валютах. Рассматриваем и другие формы платежей.

– Соответствует ли действительности информация, что Индонезия может отказаться от контракта на покупку истребителей Су-35?

  • Пока никто не отказывался. Тут надо внимательно следить не за газетами, а за тем, что говорят официальные лица. Министр обороны Индонезии недавно подтвердил, что его страна крайне заинтересована в Су-35 и что Индонезия не откажется от выполнения контракта с Россией под влиянием возможных санкций США. Санкции выгодны только американским компаниям, которые конкурируют с нами на рынках вооружений. У многих мировых производителей и государств такой подход вызывает лишь возмущение.

– Может ли давление, которое оказывает США на покупателей российского оружия, отразиться на общих показателях экспорта?

  • У нас на сегодняшний день рекордный портфель заказов – более $50 млрд. Такого никогда не было – это показатель того, что никто не отказывается; наши партнеры не боятся и заключают контракты.

– Гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев говорил, что в этом году поставок будет осуществлено более чем на $13 млрд. А на следующий год какие планы?

  • Если исполнять, как предусмотрено в контрактах, можем достичь и больших результатов, но многое зависит от распределения поставок, от сроков финансирования.

– Приходится ли «Ростеху» из-за санкций снижать свою долю в предприятиях, где есть иностранные партнеры?

  • Пока нет. Вы знаете, что на «ВСМПО-Ависме» я председатель совета директоров, у них создано СП с Boeing. И меня никто не просил, чтобы я ушел. Хотя я попал под санкции одним из первых. По другим предприятиям – «Камаз», «АвтоВАЗ» – тоже никаких вопросов нет…PS…

– Готовы ли вы отказаться от выплаты дивидендов по итогам 2018 г.?

  • Давайте дождемся финансовых результатов работы компании.

– Планируете ли в перспективе выйти из акционерного капитала «АвтоВАЗа» и «Камаза»?

  • Нет. «Камаз» – хорошая прибыльная компания, выплачивает дивиденды. И это стратегический актив. А 25% в «АвтоВАЗе» нужно оставить, потому что это большой социальный актив.

– Вы же там уволили половину персонала!

Даже больше. Но не сразу и не просто так. Трудоустраивали людей, давали возможность получить новую профессию. Это был вопрос выживаемости завода. А любой частный инвестор мог бы прийти и сказать: ворота открыты, выходи. Зато сегодня за «АвтоВАЗ» не стыдно: завод ожил, создает новый модельный ряд, наращивает продажи и прибыль.

– Минпромторг сейчас определяется с производственной площадкой для выпуска новых российских автомобилей представительского класса Aurus, больше известных как «Кортеж». Обсуждается ли возможность использования мощностей «АвтоВАЗа» или «Камаза» в этом проекте?

  • Такая идея была на начальном этапе, но мы от нее отказались. Сборка будет на «Соллерсе». На «АвтоВАЗе» совершенно другая технология сборки – рассчитана все-таки на более низкий ценовой сегмент. А Aurus – дорогая машина, по сути, мелкосерийной сборки. Автомобилей будет производиться не так много, около 5000 в год. Хотя желающих купить достаточно.

 А вы себе купите?

  • Да, я встал в очередь. В Минпромторге у Мантурова идет запись. (Смеется.)

– Как вы относитесь к электромобилям и беспилотникам? Намерены ли инвестировать в эти технологии?

  • Что касается электромобилей, «АвтоВАЗ» давно уже занимается ими, так как Renault – одна из передовых компаний, которая работает в этом направлении. У них очень неплохие электромобили. На базе «Калины» и Vesta были сделаны такие легковые автомобили, я один даже купил себе.

– Сами водите?

  • Да, в выходные. Машина вполне хорошая получилась. А «Камаз» за последние годы значительно продвинулся в области производства пассажирского транспорта на электротяге. Что касается беспилотников, то на «Камазе» мы уже создали один. Испытания провели, он ездит со скоростью до 60 км/ч. Проблема в другом – нигде в мире не существует законодательного регулирования беспилотников. Если беспилотник сбил пассажира – отвечать за это кто будет? Пилота-то нет! Скорее всего, беспилотники пока можно использовать в аэропортах, в цехах крупных предприятий.

Личные доходы:

 В опубликованных на сайте «Ростеха» декларациях указано, что ваш годовой доход в 2017 г. уменьшился по сравнению с 2016-м с 212 млн до 193,5 млн руб. А у вашей супруги – и вовсе с 848 млн до 69 млн руб. Почему это произошло? Есть ли у вас лично какие-то активы, которые могут не отражаться в декларации, но приносят доход или приобретены с расчетом на рост их стоимости?

  • У меня лично ничего нет. Супруга занимается бизнесом много лет. В 2016 г. она получила крупную сумму от инвестиционных вложений, и, кажется, тогда мы продали дом. Год спустя уже таких доходов не было. Я возглавляю госкорпорацию и не имею права владеть какими-то активами. Поэтому у меня только зарплата и вознаграждения за участие в советах директоров. Например, я вхожу в совет директоров «Аэрофлота». Кстати, мы в прошлом году приняли решение, что сотрудники «Ростеха» не получают вознаграждений за работу в советах директоров предприятий, входящих в состав нашей госкорпорации.