Январь 2021 года внёс полную неопределённость в сроки окончания сертификации и начало поставок самолётов МС-21 заказчикам.
26 ноября 2020 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров говорил о планах сертифицировать МС-21 и начать поставки в авиакомпании в конце 2021 года: “Мы надеемся это сделать до конца следующего года, исходя из всех тех вызовов, которые мы получили в текущем году. В первую очередь сдвижка вправо связана с тем, что были введены ограничения зарубежными властями в части работы предприятий по поставке компонентов и по ограничениям перелётов специалистов, которые участвовали в испытательных полётах, и в наладке оборудования, которое используется для производства этого самолёта”, – рассказал министр в интервью ТАСС.
11 января на “Деловом завтраке” в “Российской Газете” министр рассказал, что сертификация МС-21 с двигателями ПД-14 (МС-21-310) завершится в конце 2022 года: “Первый полёт МС-21-310 открыл программу заводских испытаний. После их завершения начнётся программа лётных сертификационных испытаний. Также в испытаниях с двигателем ПД-14 будет задействован первый опытный самолёт МС-21. После завершения его участия в основной сертификационной программе испытаний самолёт будет ремоторизирован. На самолёт с двигателем ПД-14 мы должны получать сертификат типа Росавиации в 2022 году. После его получения запланирована валидация по европейским нормам агентства EASA”, – сказал министр.
Таким образом, по планам Минпромторга, МС-21-300 должен получить сертификат типа до конца 2021 года, в конце года первые серийные машины должны начать передаваться авиакомпаниям, в первую очередь – “Аэрофлоту” и Red Wings. На доводку и сертификационные испытания МС-21-310 отводится два года – 2021 и 2022. С 2023 года авиакомпании по своему выбору могут заказывать самолёты как с двигателем P&W1400G, так и с ПД-14.
Но уже 18 января 2021 в эфире YouTube-канала “Соловьев Live” министр, рассказывая о планах производства самолётов МС-21 на ближайшие годы, добавил, что в конце следующего года, после того, как будет получен сертификат типа на самолёт, начнутся его первые поставки: “На начальном этапе мы должны выйти за период три года, а это получается конец следующего года, – это первые четыре машины. 2023 год – порядка 10-15 машин, 2024 год – мы должны выйти под 30 машин, с 2025 года – 36 и нарастить до 72 машин по году. Это то, что у нас заложено в проекте по производству этого самолёта. Если будет потребность в МС-21 не только внутри страны, но и за рубежом, то объём производства может быть увеличен до 100 самолётов в год. В конце следующего года, после того, как будет получен сертификат типа на самолёт, начнутся его первые поставки. Скорее всего, это будет “Аэрофлот”, за ним пойдёт Red Wings, ну и другие российские в первую очередь компании”.
Если Денис Мантуров случайно дважды не оговорился в эфире “Соловьев Live”, назвав 2021 год “следующим”, то, сертификация лайнера и начало его поставок перевозчикам откладывается ещё на один год – до конца 2022 г.
На очередной перенос сроков обратили внимание и СМИ. На скриншоте показаны заголовки материалов некоторых изданий в ленте Яндекс. Новости по запросу “МС-21 Мантуров”.
Можно, однако, предположить, что министр имел в виду самолёт с российскими двигателями. Если это так, тогда никакие сроки не сдвигаются, а приведённые заявления главы Минпромторга относятся к версии МС-21-310 и логично укладываются в канву всех намеченных планов. Но Денис Мантуров не уточнил, о какой именно версии МС-21 идёт речь и подчеркнул, что первыми получат самолёт “Аэрофлот” и Red Wings. Причём в сентябре 2020 года, когда до первого полёта МС-21-310 оставалось ещё три месяца, министр в интервью газете “Известия” отмечал, что первыми эксплуатантами станут именно эти авиакомпании.
“По МС-21 свёрстаны заказы на 170 машин, при этом первым основным заказчиком является «Аэрофлот», который получит не менее 50 самолётов. Остальные заказы – разные по количеству и комплектации – будут распределены среди других российских авиакомпаний, включая Red Wings, через лизинговых операторов», – сказал Мантуров.
К сожалению, ни Минпромторг, ни ОАК, ни корпорация “Иркут” не уточнили, была ли министром допущена случайная оговорка или произошло событие, которое не позволяет реализовать планы по сертификации и началу эксплуатации лайнера в 2021 году, и действительно, все сроки отложены ещё на один год. Пока этот вопрос остаётся открытым.
* * *
18 января в ходе испытаний на прерванный полёт с применением экстренного торможения и имитацией отказа одного двигателя первый опытный самолёт МС-21 с бортовым номером 73051 выкатился за пределы ВПП в Жуковском.
Погодные условия в Жуковском 18 января были следующие: температура -20,3°С, видимость 4000 метров дымка, безветренно, влажность 82%, давление 753 мм. рт.ст., осадки в виде замерзающего тумана. Коэффициент сцепления с полосой во время инцидента составлял 0,47, по данным контрольного замера после события – 0,57.
Инцидент произошёл в 14 часов 21 минуту. Экипаж выполнял скоростные пробежки по ВПП аэродрома ЛИИ им. Громова согласно программы лётных испытаний. Во время одной из пробежек с курсом 301°, самолёт уклонился вправо и сошёл с ВПП на 50 метров. Реверсивное устройство левого двигателя было активировано. Видимых повреждений борт не получил, экипаж не пострадал, аэропорт Жуковский был закрыт на приём и отправление самолётов до эвакуации МС-21, которая завершилсь в 23 часа 40 минут.
Уже через 10 дней лайнер вернулся к программе лётных испытаний и 28 января выполнил два полёта продолжительностью 21 и 24 минуты.
28 января Денис Мантуров провёл встречу с заместителем Председателя Правительства национального согласия Ливии Ахмедом Майтигом. В ходе встречи обсуждались перспективы участия российских компаний в восстановлении объектов промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспортной и социальной инфраструктуры Ливии. Пресс-служба Минпромторга отметила, что ливийская сторона подтвердила интерес к российской авиационной технике, включая пассажирские самолёты SSJ100 и МС-21, а также к гражданским многофункциональным вертолётам.
В заключение
Если говорить в контексте ливийского интереса к российским самолётам, то пока твёрдых контрактов на его поставку за рубеж нет. Соглашения о намерениях в том или ином виде проявили Танзания, Египет, Азербайджан, Казахстан и Перу. В течение уже нескольких лет 170 подписанных договоров на лайнер остаются неизменным, и новые заказчики, в том числе из зарубежа, могут появиться с началом коммерческой эксплуатации самолёта.
Мнение: Когда уже враньё и пиар прекратиться в авиапроме, отсутствие компетентности в производственных вопросах самолётостроения и поиск внешних причин…