Без пробок: перспективы развития аэротакси в мире

В конце мая 2024 года стало известно, что компания Archer Aviation совместно с Kakao Mobility планируют в 2026 году запустить воздушное такси в Южной Корее. Для этого компании намерены разработать и выпускать свои самолёты малой авиации. Ранее Archer Aviation запустила сервис аэротакси в Дубае. Южнокорейский рынок привлекателен и для других компаний, войти в эту дальневосточную страну планирует и Joby Aviation.

Идея широкого внедрения авиации в повседневную жизнь волновала пытливые умы давно. Писатели-фантасты предрекали развитие аэротакси ещё на заре развития отрасли. Однако с тех пор прошло много лет, но пока воздушные перевозки на короткие расстояния и внутри городов всё ещё остаются экзотикой. Основных причин две: большие издержки и проблема регулирования воздушного трафика внутри городов.

По теме: Городское такси – многовинтовой конвертоплан

Попытки развивать услугу аэротакси были в 50-70-е годы в Австралии, Европе и США. Так, например, были разработаны маршруты внутри стремительно разросшегося Лос-Анджелеса. В частности, существовал маршрут Аэропорт-Диснейленд. Из-за высоких цен на билеты услугой пользовались в основном крупные бизнесмены, состоятельные рантье и богатые туристы.

После недолгого всплеска идея массовых воздушных перевозок на короткие расстояния угасла. Уже в XXI веке её реанимировала компания Uber. Она запустила рейсы на вертолёте из аэропорта Нью-Йорка до Манхэттена. Но, если цена более 200 долларов не отпугивает многих деловых людей с деньгами, то время полёта (на три минуты дольше, чем метро) не делает услугу однозначно предпочтительной по сравнению с привычными видами транспорта.

Новшеством Uber стали модели транспортных средств eVTOL (рус. СВВП – самолёт с вертикальным взлётом и посадкой). Это воздушные суда, которые используют электрические двигатели для вертикального взлёта и посадки. Основное преимущество таких аппаратов – возможность размещения на малых площадках без необходимости использовать взлётно-посадочные полосы.

Малые воздушные суда нового формата сейчас самые перспективные в сфере аэротакси, которые почти вытеснили обычные вертолёты и, особенно, самолёты. Помимо мобильности и вертикального взлёта, они экологичны, что вписывается в современные экотренды. Ведущие игроки на рынке – Joby Aviation, купившая разработки Uber и Archer Aviation со своим СВВП Midnight Aircraft. К проектам воздушного такси особый интерес проявляют некоторые ближневосточные страны, Япония, Южная Корея. Намерения развивать аэротакси есть в США, Австралии, Европе. Но идея сталкивается со многими проблемами и порождает жаркие дискуссии.

Самолёт Archer Midnight Aircraft имеет дальность полёта 160 км, скорость – 240 км/ч и предназначен для городских условий, где средняя продолжительность поездки составляет около 32 км. Ожидаемая полезная нагрузка транспортного средства составляет более 450 кг, оно может перевозить четырёх пассажиров с багажом, управляет самолётом один пилот. Однако транспортное средство все ещё находится в разработке и пока не сертифицировано.

Пока в большинстве стран развитие аэротакси тормозят несколько препятствий: отсутствие необходимой нормативной базы, инфраструктуры, условий обеспечения безопасности. Помимо сугубо материальных вопросов, которые вызывают аэротакси, есть претензии психологического характера. Для многих городских жителей может быть непривычно и дискомфортно большое количество воздушного транспорта на относительно небольшом расстоянии. Кроме эффекта новизны, для многих это ещё страх возможных аварий и дискомфорт от шума и суеты, которая неизбежна при взлёте и посадке.

При решении возникших проблем, аэротакси со временем может стать популярным и недорогим видом транспорта. Это заставит власти городов и девелоперов создавать необходимую инфраструктуру. Возможно, в будущем вертолётная площадка в жилых комплексах превратится из премиального и редкого объекта в обыденность.