Японский Spacejet порезан и оставил долги

Первый и последний опытный самолёт Mitsubishi Spacejet был разобран в США в марте 2023 года (на фото) – трагический символ полного краха японского регионального самолёта. Постоянные задержки, технические трудности и стремительно растущие расходы привели к тому, что ответственные лица прекратили программу в феврале 2023 года.

Всего через месяц название компании тоже стало историей: в апреле прошлого года Mitsubishi Aircraft превратилась в MSJ Asset Management. Теперь материнская компания, технический гигант Mitsubishi Heavy Industries, также хочет навсегда покончить с этой главой. 31 марта было принято решение о роспуске компании, а 4 июля в Токийском окружном суде было подано заявление о специальной ликвидации.

Но проблема в том, что остались долги. По данным японского авиационного портала Aviation Wire, долговая нагрузка MSJ Asset Management составляет 641,3 миллиарда иен, что составляет около 3,7 миллиарда евро, почти две трети от общих расходов в 1 триллион иен на то, что когда-то было амбициозным проектом.

Откуда должны поступить деньги на погашение долга, непонятно. В Mitsubishi просто сообщили, что ситуация «улаживается». Одним из крупнейших кредиторов является японское государство, чей опыт работы с Spacejet не ослабил желания иметь собственный региональный самолёт, а наоборот. В марте этого года Министерство экономики, торговли и промышленности (Ministry of Economy, Trade and Industry – Meti) концепцию будущего нового японского пассажирского самолёта, который будет разработан к 2035 году или позже.

В Японии извлекли уроки из ошибок и теперь стремятся обеспечить безопасность следующего поколения японских авиационных технологий. Потерпев фиаско на неудачном Mitsubishi Spacejet, Meti привлекает к сотрудничеству несколько компаний и промышленных групп. По данным Nikkei, суммарный объём частных и государственных инвестиций в создание самолёта нового поколения может составить около 33 млрд долларов.

Планируется изучить возможность оснащения самолёта двигателями, работающими на водороде. В этой связи к проекту могут привлечь автомобилестроительные компании, которые имеют опыт работы с водородными двигателями.