В Новосибирске совершил полёт истребитель И-16, участвовавший в боях Великой Отечественной войны и восстановленный к 79-годовщине Победы участниками проекта «Крылатая память Победы». Пилотировал И-16 директор Сибирского Научно-исследовательского института авиации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Владимир Барсук. Истребитель примет участие в Параде Победы 9 мая в Новосибирске, сообщили в пресс-службе СибНИА.
Советский И-16, созданный в 1933 году в конструкторском бюро Николая Поликарпова, станет единственным боевым историческим самолётом, который поднимется в небо в рамках акции «Бессмертный авиаполк». Полёт истребителя – это дань памяти авиаконструкторам и военным лётчикам, подвигу советского народа в Победе над фашизмом в Великой Отечественной войне, прокомментировал президент Фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.
По словам директора СибНИА Владимира Барсука, И-16 своим появлением ознаменовал новую эру в развитии боевой авиации. На замену бипланам пришёл первый истребитель-моноплан, который выгодно отличался по скорости и манёвренности, но при этом не прощал лётчикам ошибок, которые они могли допускать на более малых скоростях в управлении бипланами. «По своему опыту могу подтвердить, что И-16 действительно один из самых сложных самолётов в управлении. К началу Великой Отечественной войны он стал самым массовым истребителем. От советских лётчиков для успешного выполнения боевых задач требовалось максимальное внимание и концентрация, своими успехами они неоднократно подтверждали высокий уровень подготовки и владения тактикой ведения воздушного боя!», – сказал Владимир Барсук.
В СибНИА рассказали, что фрагменты самолёта И-16 были обнаружены участниками проекта «Крылатая память Победы» в июне 1992 года в Карелии, в двух километрах северо-западнее озера Коккоярви и в 38 км юго-западнее Костомукши. При осмотре фрагментов найденного самолёта было установлено, что И-16 имел камуфляжную окраску с нанесением чёрных камуфляжных пятен по зелёному фону, принятую в морской авиации в ВВС Красной Армии. При окраске восстановленного истребителя эти данные были учтены.
Предположительно найденный И-16 состоял на вооружении в базирующемся в этом районе 155 истребительном авиаполку и совершил вынужденную посадку летом 1941 года. 155-й истребительный авиационный полк с первого дня войны участвовал в боевых действиях в Карелии. Основной задачей полка в июне-июле 1941 года было прикрытие бомбардировщиков, входящих в состав 55-й смешанной авиационной дивизии.
Фрагментов вооружения самолёта обнаружено не было, что может говорить о том, что на месте после его вынужденной посадки работала аварийная команда вооруженных сил. Фамилию лётчика и серийный номер самолёта по имеющимся фрагментам определить не удалось. На месте посадки И-16 были обнаружены фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения и двигатель М-62. По фрагментам установки вооружения данный И-16 идентифицирован и далее восстанавливался как тип 24.
В 1992 году участники проекта «Крылатая память Победы» перевезли фрагменты самолета И-16 в Новосибирск. Вторая жизнь И-16 началась с длительного поиска и восстановления конструкторской документации на самолёт. Изготовление и восстановление элементов конструкции самолёта провели Новосибирский авиационный завод им. Чкалова и компания «Авиареставрация». В СибНИА выполнили окончательную сборку истребителя, а также прошли его наземные и лётные испытания.