Вертолёт с двигателем ВК-650В впервые поднялся в воздух

Ранее вертолёты с двигателем ВК-650В в воздух не поднимались. Изначально он проектировался для замены импортных силовых установок на вертолётах «Ансат» и Ка-226. Ми-34М1 стал первым летающим вертолётом с двигателем ВК-650В, опередив «Ансат», который только готовят к началу сертификационных лётных испытаний с этим турбовальным двигателем.ОКБ Михаила Миля разработало Ми-34 в 80-х годах в качестве лёгкого учебно-спортивного вертолёта для замены использовавшихся для этих целей Ми-1 и Ми-2. В качестве силовой установки был использован поршневой двигатель М-14В-26 мощностью 325 л.с. конструкции И.М. Веденеева.

В 2009 году «Вертолёты России» объявили о планах по возобновлению выпуска Ми-34 в двух вариантах: модернизированном поршневом Ми-34С1 и газотурбинном Ми-34С2 с двигателем Arrius 2F мощностью 504 л.с. компании Turbomeca. Как заявил накануне МАКС-2009 генеральный директор ОАО «Вертолёты России» Андрей Шибитов, одна из задач, которая стояла тогда перед холдингом – диверсификация модельного ряда с целью перехода в нишу наиболее продаваемых машин в гражданском секторе.

Вертолёт Ми-34 – трудная судьба русского «Отшельника»

Однако позже от этой программы отказались в пользу разработки нового лёгкого вертолёта в партнёрстве с итальянской компанией Agusta Westland. Совместная работа с итальянцами прекратилась в 2014 году.

В 2023 году «Вертолёты России» вернулись к идее возрождения Ми-34 уже с российским турбовальным двигателем ВК-650В. Сейчас этот перспективный ТВаД рассматривается для установки и на вертолётах, и в варианте турбовинтового на УТС Як-152, а также для применения в гибридной силовой установке, демонстратор которой создан в «Климове».

В условиях разрыва со стороны бывших западных партнёров всех взаимоотношений с российской авиаотраслью «Вертолётам России» необходимо получить в свой модельный ряд однодвигательный газотурбинный вертолёт, который мог бы конкурировать с Airbus H125 и H130, Agusta AW119 и Bell 407 и 505. Реализация этой программы сталкивается с задержками в первую очередь из-за отсутствия отечественного ТВаД. Успех программ по созданию лёгких вертолётов и учебно-тренировочных самолётов во многом зависит от сроков сертификации ВК-650В и выхода «ОДК-Климов» на его серийное производство.