В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжаются исследования самолета местных воздушных линий (МВЛ) для региональных перевозок с работающей винтомоторной группой.
Работы по проекту ведутся в рамках НИР «Безопасный ЛА» по государственному контракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
На первом этапе работы специалисты института спроектировали и изготовили модель летательного аппарата (ЛА). Изделие выполнено в малом масштабе: размах крыла составляет 1 м 20 см, длина фюзеляжа — 1 м 10 см. Модель оснащена винтомоторной группой с диаметром винта 17 см и современным малогабаритным бортовым оборудованием, которое позволяет осуществлять автоматизированное управление электродвигателями и рулевыми поверхностями (рулями высоты, элеронами и интерцепторами).
Следующим шагом стали испытания модели в аэродинамической трубе Т-103 ЦАГИ. В рамках эксперимента ученые изучили влияние работы винтов на стационарные аэродинамические характеристики ЛА при взлетно-посадочной и крейсерской конфигурациях на углах атаки от —2 до 40 градусов.
«Мы впервые испытали модель самолета с работающей винтомоторной группой в таком небольшом масштабе. Мощность используемых электродвигателей позволила реализовать тягу винтов, необходимую для получения коэффициентов подобия, соответствующих режимам полета реального воздушного судна. Благодаря этому нам удалось выявить степень влияния обдува винтов на аэродинамику ЛА», — сказал ведущий инженер отделения динамики и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» Сергей Свергун.
Далее планируется проведение комплексных испытаний модели самолета на электромеханическом стенде для изучения нестационарной аэродинамики на отрывных режимах обтекания.
Самолет будет использоваться как для пассажирских, так и для транспортных перевозок. Он сможет перевозить свыше 50 пассажиров на расстояние порядка 1500–2000 км или 5–6 т груза на дальность 1000 км. Крейсерская скорость составит 480 км/ч. Ранее ученые изучили несколько вариантов компоновки ЛА, в том числе с применением внешнего бака на криогенном топливе, провели исследования по защите самолета от обледенения и др.
Санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации получило техническое задание на создание двигателя ТВ7-117СТ-02 для турбовинтового регионального самолета (ТВРС-44). который разрабатывается Уральским заводом гражданской авиации (АО «УЗГА»). На данный момент ведутся предконтрактные работы. Начать серийное производство новых силовых установок планируется в 2025 году.
Модификация двигателя будет создана на основе проходящего сертификацию двигателя ТВ7-117СТ-01 для пассажирского Ил-114-300, который совершил свой первый полет в декабре 2020 года. Новая силовая установка будет иметь мощность на взлетном режиме 2400 л.с. и сниженный расход топлива. В отличие от базового двигателя ТВ7-117СТ-02 получит замкнутую масляную систему и новый самолетный генератор с более высокой частотой вращения для снижения веса.