Французский авиастроитель Dassault Aviation анонсировал старт производства нового флагмана в бизнес-авиации Falcon 10X. Компания обещает создать бизнес-джет, превосходящий существующие аналоги по лётно-техничеcким характеристикам и комфорту салона. Новый флагман станет конкурентом Bombardier Global 7500 и Gulfstream G700.
Дальность полёта перспективной машины составляет 13 900 км, максимальная скорость 1 110 км/час (0,925 Маха). В компании Dassault рассказали, что поперечное сечение кабины Falcon 10X будет больше, чем у некоторых региональных коммерческих самолётов, что позволяет использовать новые возможности компоновки. «Кабина 10X имеет высоту 2,03 м и ширину 2,77 м. Он почти на 20 см шире и на 5 см выше, чем самый широкий и высокий специально построенный бизнес-джет, летающий сегодня», – отметили в компании
За комментариями по новому бизнес-джету мы обратились к генеральному директору ООО «Биджет» Алексею Бутримову. По его словам, любой производитель постоянно модернизирует свой парк, и насколько анонсированные показатели проектируемого Falcon 10X будут отличаться от готового самолёта, покажет время. Пока характеристики проектируемого самолёта примерно на уровне конкурентов, где-то выигрывает, где-то проигрывает. К 2025 году, именно на этот срок намечен выход нового флагмана Dassault Aviation, технические характеристики моделей конкурентов могут измениться.
«Действительно, Falcon 10X в каком-то смысле составит конкуренцию Global 7500. Однако флагман Dassault Aviation находится на стадии проекта, и что получит рынок в итоге, пока говорить рано. Я считаю, что, разрабатывая самолёт с чистого листа, стоит задирать планку не на голову, а минимум на две. Насколько мне известно, Bombardier скоро выпустит новую модель, но каковы будут характеристики их самолёта, пока секрет», – говорит Алексей Бутримов.
Основные технические характеристики Falcon 10X | |
---|---|
Дальность полёта | 13 900 км |
Макс. скорость | 1 110 км/час |
Крейсерская скорость | 1 050 км/час |
Макс. высота полёта | 15 545 м |
Потребная длина ВПП | 1 829 м |
Посадочная дистанция | 762 м |
Размах крыла | 33,6 м |
Длина | 33,4 м |
Высота | 8,4 м |
Высота салона | 2,03 м |
Ширина салона | 2,77 м |
Длина салона | 16,4 м |
Объём салона | 78,7 м3 |
Объём багажного отделения | 5,6 м3 |
Макс. взлётный вес | 52 163 кг |
Пустой вес | 27 805 кг |
Макс. вес топлива | 23 451 кг |
Самолёт получит два перспективных двигателя компании Rolls-Royce Pearl® 10X – это третий и самый мощный представитель семейства Pearl, лидера рынка деловой авиации. Двигатель был специально оптимизирован под Falcon 10X.
«Что касается технических характеристик, то тут не всё так однозначно. Например, анонсированная тяга двигателя Falcon 10X должна будет составлять 8 165 кгс, Global 7500 имеет 8 580 кгс, что уже больше, но незначительно. При этом Gulfstream в 2022 году запустит на рынок новую модель G700, который станет сильным конкурентом Global 7500. Falcon всегда славился у владельцев идеей, что три двигателя лучше, чем два. Но я говорил своим клиентам, что три двигателя не лучше двух. Техобслуживание трёх двигателей всегда будет дороже, чем двух», – объясняет Алексей Бутримов.
Судя по всему Falcon это тоже прочувствовал и отказался от третьего двигателя и уже на новом самолёте их будет два.
Комфорт всегда в бизнес-джетах играет важнейшую роль. При этом уровень шума в самолёте – это понятие субъективное. Все владельцы хотят максимально тихий самолёт и поэтому часто по запросам покупателя салон оборудуется дополнительной шумоизоляцией. Эксперт пояснил, что об уровне шума можно судить только когда самолёт уже вышел на рынок и прошёл все испытания, поскольку на эту характеристику влияют не только аэродинамические показатели и особенности конструкции, но и используемые материалы. «По отзывам пилотов и клиентов, можно говорить о том, что Global 7500 тише нынешнего конкурента Gulfstream», – утверждает Алексей Бутримов.
Он отметил, что намерения Dassault Aviation увеличить габариты своего флагмана до 2,03 м в высоту и 2,77 м в ширину играют им в плюс. Это добавит определённого комфорта рослым людям. Однако клиенты бизнес-авиации, как правило, среднего роста и проводят время на борту в основном отдыхая, то есть сидя или лёжа. Поэтому увеличение высоты на 5 сантиметров играет незначительную роль. Также производитель Falcon 10X делает упор на разнообразие комплектации салона. Но, например, Global 7500 имеет восемь утверждённых вариантов салона с совершенно разной комплектацией, и эти варианты являются модульными, поэтому комплектация салона у разных производителей самолётов очень схожа.
«Примерно та же история и с дальностью полётов. Например, у Global было 7000 морских миль, после начала эксплуатации и отзывов клиентов, самолёт претерпел доработки по конфигурации профиля крыла, в результате чего получено около 7700 морских миль дальности, а модель была переименована в 7500. Это уже на 200 морских миль больше анонсированного проекта самолёта, поэтому первые полёты Falcon 10X покажут реальную дальность и, возможно, они выйдут на более высокие показатели», – пояснил Алексей.
Dassault Aviation представили информацию о применении на борту Falcon 10X системы FalconEye. Она сочетает функционал дополненного и синтетического видения с системой проецирования данных полёта на обе стороны лобового стекла. Эксперт утверждает, что это уже не новшество. Сейчас на новых, современных бизнес-джетах стоит аналогичная система. Она позволяет посадить самолёт даже при растрескавшемся стекле или в полной темноте без освещения.
«Когда я впервые опробовал эту систему в полёте, у меня разбежались глаза от избытка информации. Здесь нужна привычка. Но никакая умная система не может переплюнуть опытного пилота в критической ситуации, здесь должна быть команда человека и машины», – рассказал Алексей Бутримов.
Тридцать восемь иллюминаторов создадут в самолёте хорошую освещённость. Композитное крыло с большим удлинением будет оснащено эффективной механизацией, которая обеспечит высокую манёвренность на низких скоростях захода на посадку. Falcon 10X поступит в эксплуатацию в конце 2025 года.
Мнение: если наши бизнесмены пересядут на подобного типа бизнес-джеты зарубежного производства и дальше удалятся от народа, то точно будет “труба” народному отечественному самолёту, а с другой стороны надеюсь со временем у нас по ЛТХ будет не хуже, а лучше…