Ми-1 – первый советский серийный вертолёт

30 сентября 1948 года первый полет по кругу совершил вертолет Ми-1. Правда тогда еще он обозначался индексом ГМ-1, что расшифровалось как «Геликоптер Миля».

Разработку трехместного вертолета Михаил Миль начал в 1945 году. Будучи начальником вертолетной лаборатории ЦАГИ, он создал универсальный испытательный стенд натурной геликоптерной установки (НГУ), на котором проводились исследования и испытания.

30 сентября 1948 года первый полет по кругу совершил вертолет Ми-1. Правда тогда еще он обозначался индексом ГМ-1, что расшифровалось как «Геликоптер Миля».

Разработку трехместного вертолета Михаил Миль начал в 1945 году. Будучи начальником вертолетной лаборатории ЦАГИ, он создал универсальный испытательный стенд натурной геликоптерной установки (НГУ), на котором проводились исследования и испытания.

В 1951 году был введён в опытную эксплуатацию. Серийное производство велось в СССР в 1952—1960, в ПНР в городе Свиднике в 1956—1965. Всего было построено 2680 легких вертолетов, а эксплуатировались Ми-1 в более чем двух десятках стран. «Первенцы Миля» прослужили немало – последние машины в нашей стране были списаны в 1983-м, а в некоторых странах летали до начала 90-х годов.

Всего за время серийного производства вертолета Ми-1 было разработано порядка 20 модификаций, среди которых можно выделить следующие:

Ми-1У (ГМ-2, 1950 года) – учебный двухместный вертолет с двойным управлением.
• Ми-1Т (1953 года) – с новым двигателем АИ-26В и увеличенным до 300 часов ресурсом, в 1954 году был разработан арктический вариант вертолета, предназначенный для базирования на ледоколах.
• Ми-1КР (1956 года), Ми-1ТКР – артиллерийские корректировщики для ВС СССР.
• Ми-1НХ (1956 года, с 1959-го получил название «Москвич») — народнохозяйственный вариант вертолета. На основе данной модели штучно строились представительские варианты вертолета. К примеру, в 1960-1968 годах такой машиной пользовался президент Финляндии Урхо Кекконен.
• Ми-1А (1957 года) – вертолет с ресурсом агрегатов, увеличенным до 600 часов, а также узлом для крепления дополнительного топливного бака.
• Ми-3 (1954 г.) – санитарная модификация вертолета с четырехлопастным несущим винтом, более комфортабельной кабиной, а также подвесными гондолами, предназначенными для транспортировки раненых и больных.
• Ми-1М (1957 года) – модернизированный вариант вертолета с увеличенным ресурсом, всепогодным оборудованием, а также багажным отсеком.
• Ми-1МГ (1958 года) – модификация вертолета, получившая поплавковое шасси, он применялся на судах советской антарктической китобойной флотилии «Слава».
• Ми-1МУ, Ми-1МРК (1960 года) – учебный и разведывательно-корректировочный варианты Ми-1М для ВС СССР.

Медицинский вариант вертолета Ми-1

Летно-технические характеристики Ми-1:

  • Габаритные размеры: длина – 12,09 м, высота – 3,30 м, диаметр главного винта – 14,35 м, хвостового винта – 2,50 м.
  • Масса пустого вертолета – 1700 кг.
  • Масса нормальная взлетная – 2140 кг.
  • Масса максимальная взлетная – 2330 кг.
  • Силовая установка – ПД Прогресс АИ-26ГРФ мощностью 575 л.с.
  • Максимальная скорость полета – 185 км/ч.
  • Крейсерская скорость полета – 130 км/ч.
  • Практическая дальность – 430 км.
  • Практический потолок – 3500 м.
  • Экипаж – 1 человек, полезная нагрузка – 2 пассажира или 255 кг различных грузов в кабине, на внешней подвеске до 500 кг.