Перспективный авиационный комплекс дальней авиации – именно так расшифровывается сокращенное название новейшего ракетоносца России – ПАК ДА. Особенность этой боевой машины состоит в том, что проект, разрабатываемый компанией ПАО «Туполев», не является развитием или модернизацией уже существующих самолетов, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации – именно так расшифровывается сокращенное название новейшего ракетоносца России – ПАК ДА. Особенность этой боевой машины состоит в том, что проект, разрабатываемый компанией ПАО «Туполев», не является развитием или модернизацией уже существующих самолетов, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.
У людей, мало-мальски следящих за военными разработками ПАК ДА вызывает большой интерес, но на что в действительности будет способна эта машина и насколько успешным окажется проект можно только гадать. В Дальней авиации ПАК ДА призван заменить все имеющиеся на вооружении три типа самолетов – дальний ракетоносец Ту-22М3, стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.
Требования к новому самолету очень высокие. Военные вписали все, что думают: и стратегический бомбардировщик, и оперативно-тактический бомбардировщик-ракетоносец, и даже дальний перехватчик c платформой для запуска космических аппаратов. В работе учитывается и экономический фактор, ведь Ту-160 – «Белый лебедь» (по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») хотя и является шедевром, превзойти который до сих пор не удалось никому, но для нашего бюджета он слишком дорог. Поэтому, новый самолет военные собираются сделать дешевле, но более массовым.
Предварительно заявленные характеристики ПАК ДА впечатляют. Все, кроме одной – дозвуковой скорости самолета, и у людей, имеющих поверхностные знания об авиации и задачах, стоящих перед конструкторами, возникает резонный вопрос: почему в ХХI веке, когда все стремятся к созданию гиперзвуковых летательных аппаратов, наша новейшая разработка будет настоящим «тихоходом»?Причина кроется в том, что главной задачей ПАК ДА, будет барражирование в воздухе, возможность находится на боевом дежурстве как можно дольше, взлетать и садиться практически с любых аэродромов и… нести как можно больше вооружения, оставаясь при этом незаметным. Требования к высокой скорости полета будут не так актуальны ввиду наличия новых характеристик у авиационных средств поражения, т.е. попросту говоря, новейших ракет дальнего действия.
Если верить заявлениям российских военных чиновников, то ПАК ДА будет вооружен всеми видами авиационного вооружения как существующего ныне, так и перспективного, в том числе и ракетами с гиперзвуковой скоростью. Из этого нетрудно сделать логический вывод, что входить в зону поражения ПВО противника у ПАК ДА не будет необходимости и главной задачей самолета будет доставить ракеты на рубеж пуска. Современные крылатые ракеты теперь имеют и скорость, и дальность, и маневренность – не сравнимую с самолётом, и поэтому, в нынешних реалиях военным не нужна платформа, прорывающая ПВО противника на сверхзвуке. Новая концепция – барражирующая пусковая платформа, которая малозаметна и действует в зонах, прикрытых нашими ПВО, проводящая атаку с безопасного для себя расстояния. Стоит отметить, что российские КР Х-101/102 по дальности в два раза превосходят американские аналоги, что ставит отечественные стратегические самолеты в заведомо выигрышное положение.
Перспективный бомбардировщик будет выполнен по нетрадиционной для российской авиации схеме летающее крыло и в этом плане он станет очень похож на американский Northrop B-2 Spirit. «Летучая мышь» в российском исполнении получит не только титановый фюзеляж, но и очень большое количество композитных – пластиковых деталей.
Предположительно, взлетная масса бомбардировщика превысит 100 тонн (есть информация о массе в 112 т и даже 200 т). Было заявлено, что боевая нагрузка будущего бомбардировщика как минимум не будет уступать Ту-160, это значит, что он сможет брать на борт более тридцати тонн ракет и бомб. Кроме того, военные требуют дальность полета новой машины на уровне 12 тыс. км.
Предполагается, что опытные образцы нового бомбардировщика будут изготавливать на казанском заводе «КАПО им. Горбунова», там же планируют разместить и серийное производство самолета. Также известно, что разработку РЛС для нового стратегического бомбардировщика в настоящее время ведет НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова.
В заключение
В остальном информации по проекту ПАК ДА в настоящее время очень мало. Представители руководства российских ВВС сообщают о ПАК ДА только общую информацию, да и то весьма скупо.
Центры для обработки длинномерных деталей Ту-214
В рамках модернизации производственных мощностей на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова запущено новое высокотехнологичное оборудование отечественного производства для изготовления крупногабаритных […]
Подготовка 1-го полёта МС-21 частично импортозамещённого
Генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский посетил Иркутский авиазавод и проверил ход работ в рамках оперативного недельного графика по опытному […]
БПЛА СКАТ 350М Ижевского авиационного завода
На международной оборонной выставке ADEX 2024 в Баку концерн «Калашников» продемонстрировал беспилотную авиационную систему (БАС) «СКАТ 350 М», разработанную Ижевским […]
К началу лётных испытаний самолёта АК-3
В конце августа 2024 года был впервые показан двухместный самолет АК-3, построенный российским предприятием «Конструкторское бюро А. Кеменова» (Московская область) […]
«Русавиапром» начинает модернизацию второго Ан-2 в ТВС-2МС
Второй самолёт Ан-2 компании «АвиаСфера» из Республики Башкортостан, поставленный дистрибьютором «Пи Эм Ай Аэро» в «Русавиапром», будет модернизирован и станет […]