Компания «ОАК-Центр комплексирования» представила стенды авионики для нового самолета МС-21. Отечественная компания выступила интегратором комплекса бортового оборудования (КБО) и программного обеспечения нового гражданского лайнера.
Требования к авионике в современной авиации постоянно растут. Еще несколько десятков лет назад бортовые системы самолета выполняли 10-15 функций, сегодня их более ста. И с каждым годом количество задач, выполняемых приборами самолета, увеличивается. На мониторы выводится все больше данных. Повышаются требования к точности и надежности навигационного оборудования: ведь маршрутная сеть пассажирских перевозок растет, а коридоры, в которых техника летает, сужаются.
И все больше функций автоматизация забирает у человека. Например, на самолетах Ту-154 экипаж состоял из четырех человек — двух пилотов, штурмана и бортинженера. В экипаже МС-21 лишь два пилота. Летом этого года завершилась разработка первой очереди стендовой базы для МС-21.
«Наша особенная гордость состоит в том, что за последние двадцать лет интеграция авионики для самолета производится российской компанией. Схожий подход к комплексированию КБО используют международные компании, такие как Boeing и Airbus», — говорит главный конструктор ОАК-ЦК Алексей Герасимов.
Работа над созданием стендовой базы для самолета МС-21 началась более трех лет назад, в 2012 году. Основная задача стендов — отработка функциональности, проверка надежности интегрируемого программного обеспечения и интеграция аппаратуры КБО, соответствующих концепции интегрированной модульной авионики с открытой архитектурой. Именно стендовые отработки позволяют подтвердить соответствие КБО и его составных частей требованиям заказчика, международным и российским стандартам еще до установки на борт самолета.
Каждый из стендов выполняет свою задачу в рамках комплексирования БРЭО. Например, на стенде «LIB» моделируются принципы и логика работы КБО, оценивается информационно-управляющее поле кабины, на других разрабатывается и тестируется программное обеспечение («FIB-CPIOM», «FIBCDS «, «FIB-AFDX»), на третьих проверяется функционирование систем и комплекса в целом («ACIB», «SIB»).
“За последние годы мы сделали шаг вперед в области увеличения доли разработки стендов и программного обеспечения в России. Поставщиками ОАК-ЦК в части стендов выступает как французская компания THALES, которая занимается разработкой стенда «FIB-CPIOM», так и отечественные поставщики, например, научно-конструкторское бюро моделирующих и управляющих систем Южного Федерального университета, специалисты которого разрабатывают стенд «FIB-AFDX», ООО «Редлаб И» (в плотном сотрудничестве с Факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М. В. Ломоносова), и другие российские компании. Что касается доли отечественного функционального программного обеспечения, то в центральных вычислителях и индикаторах комплекса МС-21 она составляет 100%. Интеграция функционального программного обеспечения, в отличие от проекта SSJ100, осуществляется в России командой ОАК-ЦК», — отмечает Герасимов.
Все ключевые системы МС-21 интегрированы отечественными специалистами, что облегчает подбор приборов второго уровня, например средств связи или инерциальных систем навигации.
Новая ступень интеграции
Костяк команды ОАК-ЦК составили сотрудники компании «Сухой» под руководством Виктора Полякова. У более чем двухсот программистов, инженеров и менеджеров — богатый опыт проектирования и комплексирования таких самолетов, как Су-30, Су-35, Т-50, а также SSJ100. Десять лет назад в России проводился тендер на оснащение оборудованием строящегося отечественного лайнера SSJ100. Переговоры велись со многими отечественными и международными фирмами, победителем стала французская компания THALES.
Международная компания привлекалась, в том числе, и потому, что значительная часть самолетов SSJ100 предназначалась для продаж на экспорт. «Если бы мы сделали авионику по российским стандартам, то ни о каких продажах за рубеж не было бы речи. Мы настаивали на трансфере технологий, обеспечении российских специалистов, — вспоминает генеральный директор ОАК-ЦК Виктор Поляков. — Никто из потенциальных партнеров, кроме французов, на это не пошел».
При работе над SSJ100 десятки специалистов проходили обучение во Франции, а европейские инженеры обучали коллег в Москве. В итоге в центральном ядре авионики SSJ100 оказалось около 60-70% российского программного обеспечения.
«Французы народ такой — если что-то хорошо работает, то они могут адаптировать и на другие машины», — говорит Поляков.
«Разработка стендовой базы — процесс долгий, трудоемкий, но весьма интересный. Работа по созданию стенда аналогична работам по созданию любого другого сложного технического изделия. Сначала мы работали над обликом стенда, придумывали и проектировали архитектурные решения. В нашей команде не было ни одного равнодушного человека, у всех горели глаза, а когда первые стенды вводились в эксплуатацию и мы увидели, как они работают, мы поняли, что все усилия приложены не зря», — говорит Алексей Будков, сотрудник ОАК-ЦК.
Около 50% авионики для МС-21 производит КРЭТ, в целом же Концерн планирует поставлять на МС-21 до 70% всего бортового радиоэлектронного оборудования. МС-21 стал первым отечественным самолетом, оснащенным интегрированным комплексом бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА) разработки КРЭТ. Этот комплекс реализует все функции: по навигации, самолетовождению, сигнализации, индикации и другие.
Каждый стенд создается для решения конкретных задач и для конкретного проекта. Так, в проекте МС-21 ряд стендов не имеют точных аналогов в других проектах. Это стенд «FIB-AFDX» и стенд «ACIB», которые готовятся к проведению приемо-сдаточных испытаний и вводу в эксплуатацию, а также стенд «FIB-CDS», находящийся в стадии отладкипервой очереди. «Имея опыт создания и эксплуатации стендов в рамках проектов новых отечественных самолетов, мы сначала разработали и интегрировали стенд поискового моделирования КБО самолета МС-21 «LIB».
Используя современные практики и решения, в том числе и отечественные, в сфере распределенных вычислительных систем, мы добились стабильной высокопроизводительной работы стенда в реальном времени наряду с гибкостью и масштабируемостью его архитектуры. Стенд успешно выполняет поставленные задачи, будучи при этом легко конфигурируемым и интуитивно понятным. Благодаря применению современных отечественных и зарубежных решений и собственных разработок ОАК-ЦК стенды для самолета МС-21 по своим возможностям проведения испытаний, надежности и удобству существенно превосходят ранее созданные нами стенды», — добавляет Алексей Будков.
Сегодня стенды «живут» и совершенствуются вместе с развитием КБО, обеспечивая современный технический уровень и поддержку новых возможностей бортового оборудования.