Весь мир знает российский истребитель пятого поколения Су-57, который пока так и не поступил на вооружение. В свою очередь, конкурент “Сухого” корпорация “МиГ” вынуждена продвигать МиГ-35 поколения 4++. На данный момент это самая современная машина компании, и она сделана на базе истребителя, разработанного в 70-х годах.
Так было далеко не всегда. И российские и зарубежные СМИ написали множество статей про МиГ-1.44, который и должен был сначала стать истребителем пятого поколения, а стал в итоге китайским J-20, по крайней мере, по внешнему виду.
По мнению журнала The National Interest, если бы проект не похоронили и начали с нуля создавать Су-57, у России давно бы был истребитель пятого поколения.
МиГ-1.44 мог бы стать чем-то вроде русского F-35 и F-22 одновременно. На самолет наносилось специальное радиопоглощающее покрытие. Его кили спроектированы специальным способом кривых поверхностей, который существенно снижал ЭПР.
Достаточно сказать, что по версии западных экспертов, J-20, подозрительно похожий на МиГ-1.44 по стелс-технологиям превосходит Су-57. Пока Китай не научился делать такие же мощные двигатели, как Россия, но это вопрос времени.
В ходе испытаний единственного прототипа в 2000 году были выявлены некоторые недостатки. Их можно было исправить, однако программа была закрыта уже как три года. МиГ-1.44 стал историей, зато началась другая – с Су-57, которая не закончилась до сих пор.
У США тоже был истребитель-конкурент “Рэптора” – YF-23. Но Вашингтон не сталкивался с такими проблемами, какие были у России в 90-х и довольно быстро наладил производство F-22. Бюджета хватало, чтобы произвести два готовых прототипа.
Программа Су-57 забуксовала из-за уничтожения МиГ-1.44
Конструкторам пришлось с нуля создавать истребитель
Испытания Су-57 продолжаются “катастрофически” долго, а на Западе в российский истребитель, который никак не уйдет в серию, не кинул камень разве что ленивый. Однако причину столь долгого выхода в свет самолета стоит искать намного раньше, даже не в начале 2000-х гг., когда началась работа над ПАК ФА.
Статус программы 5 поколения ПАК ФА Су-57
По мнению журнала The National Interest, у России давно мог быть истребитель пятого поколения, если бы распад СССР не похоронил практически готовый самолет – МиГ-1.44.
В 80-х гг. прошлого века Советский Союз и США шли ноздря в ноздрю по видам вооружений, хотя Москва обычно оказывалась в роли догоняющей. Так было с F-15 и Су-27, так происходило с F-22 и МиГ-1.44.
Но экономический спад, развал целой отрасли и приватизация государственной собственности привели к тому, что перспективную машину оставили ржаветь. Было завернуто огромное количество и других проектов.
В сборке МиГ-1.44 применялись композитные материалы, радиопоглощающее покрытие. Большое внимание уделялось участкам, особенно видным на радаре – краям крыльев, воздухозаборникам. Сопла двигателей были не прямыми, а в виде серпантина, чтобы рассеивался отраженный сигнал радара.
Однако канарды, по мнению NI, не лучшим образом сказывались на ЭПР самолета, но это был лишь прототип, в будущем можно было видоизменить планер. У F-22 хвостовое оперение как бы прячется за крыльями, если смотреть на него спереди. Из-за этого у него меньше ЭПР. МиГ-1.44 был не такой “сглаженный”, поэтому над планером предстояло поработать.
Су-57 по сути создавали с 2000-х с нуля. В то время как наработки МиГ-1.44 с удовольствием использовали китайцы в своем J-20. Также они позаимствовали технологии F-35.