Экономическая война в мировом авиастроении

Китайский узкофюзеляжный С-919 с российским двигателем ПД-14

Мировое авиастроение перешло в фазу экономической войны. Судите сами, ранее в производстве среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов все было спокойно, существовала мировая дуополия Америки («Boеing») и ЕС («Airbus»).

Конечно, что-то подобное производили «Bombardier» (Канада) и «Embraer» (Бразилия), но они никак не являлись конкурентами дуополии. Однако, после того, как были созданы и взлетели опытные образцы МС-21 (Россия) и С-919 (Китай), конкуренция на мировом рынке стала набирать «обороты». Для начала, «Airbus» поглотил «Bombardier», а «Embraer» выкупил «Boеing». Потом под удар в экономической войне попал МС-21санкции США «подрезали» эксклюзивные «черные» крылья МС-21. Надо отдать должное России — ей практически удалось справиться с выпуском собственных препрегов для изготовления «черных» крыльев.

А как же США может поступить с китайским С-919?

Да очень просто, Америка решила расправиться с конкурентом следующим образом: практически принято о запрете поставки в Китай двигателей «LEAP-1C» фирмы «CFM International» (Франция -США). Теперь хочется сделать небольшое отступление о мировом авиационном двигателестроении. Так вот, произвести двигатели для магистральных самолетов могут совсем немногие: это «General Electric» (Америка), «Pratt&Whitney» (Америка-Канада), «Rolls-Royce» (Великобритания), «CFM International» (Франция-Америка) и …. не удивляйтесь – «Пермские моторы» (Россия). Китая в этом списке нет. Видимо китайцы предполагали такой поворот событий и пытались выкупить украинский «Мотор Сич». Пусть «Мотор Сич» и обладает устаревшими моделями авиадвигателей, но главное тут в технологиях (как бы это было выгодно России: можно было бы закупить двигатели и Д-436, для БЕ-200, и Д-18Т, для АН-124). Но сделка с Китаем у «Мотор Сич» сорвалась: вмешалась Америка.

Теперь российский МС-21 оказался в более выгодном положении, чем китайский С-919: даже если США наложит санкции на поставку PW1400G (Pratt&Whitney) для МС-21, то у России для МС-21 имеется свой двигатель — ПД-14 (будет устанавливаться на МС-21 начиная с 5 экземпляра). И вот теперь представляете, какой шанс дает Америка России — ведь на китайский С-919 можно установить вместо «LEAP-1C» наш ПД-14, а возможна и продажа в Китай наших МС-21 (в перспективе). Для российского  авиапрома такой расклад был бы экономически выгодным!

Что США инвестирует в украинскую компанию “Мотор Сич”?

Почему же руководство “Мотор Сич” решило продать предприятие?

Все надежды Китая на приобретение украинского предприятия “Мотор Сич” провалилась. Оказывается, что ранее, основным покупателем авиадвигателей у “Мотор Сич” была Россия. Но, в 2014 году правительство Украины запретило продажу авиадвигателей в Россию.  У предприятия “Мотор Сич” сложилась кризисная ситуация: никому авиадвигатели предприятия не нужны. Тут и пришел на помощь Китай. 

Уже в мае 2017 года была оформлена договоренность между руководством “Мотор Сич” и руководством китайской фирмы «Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co»о покупке контрольного пакета акций и начале строительства филиала “Мотор Сич” в г. Чунцине. К тому же, порядка 250 млн $ были обещаны под вложения в “Мотор Сич” (если сделка состоится). Дело оставалось за малым — получить разрешение от АМКУ (антимонопольный комитет). И вдруг, несмотря на все договорённости, АМКУ решило отказать Китаю в сделке.

Что же изменилось в позиции Украины?

А все дело в том, что Америке совсем невыгодна растущая мощь Китая в военной области, которая возможно скоро сравнятся с военной мощью США. Поэтому США, образно говоря, надавили на президента В. Зеленского: сенат США не одобрил программу поставок военной техники Украине на 391 млн $, а так же выдачу лицензий (за лицензии Киев уже выплатил 30 млн $).

В качестве нового владельца “Мотор Сич” Америка предложила фирму «Oriole Capital Group» (образована в 2017 году), которая уже была в проекте инвестирования в ХГЗА (харьковский авиазавод) по достройке заказанных некогда Ливией АН-74. Сделка по инвестированию в ХГЗА лопнула как мыльный пузырь. Теперь же американская «Oriole Capital Group» планирует инвестиции в “Мотор Сич”. Похоже, “Мотор Сич” как и ХГЗА, будет влачить жалкое существование без продаж и без инвестиций, а Украина получит врага, в лице Китая.

В выигрыше, как всегда, будет только Америка: и Китай еще долго не сделает авиадвигатели с большим моторесурсом и украинское двигателестроение не выйдет на мировой рынок. Украина потеряла рынки сбыта своей продукции в России и Китае и ничего взамен не приобрела. А у России появился шанс тесной кооперации с китайским авиапромом в областях самолёто-двигателестроения.

Возродится ли авиастроение Украины после контракта с Перу?

Недавно на Украине случилось событие, которое было преподнесено украинской прессой как новый шаг к возрождению украинского авиастроения. «Возрождение» заключается в том, что между концерном «Укроборонпром» и МВД Перу был подписан контракт на поставку грузового транспортного самолета АН-178, взамен устаревшего АН-32. Участвуя в тендере, «Укроборонпром», по цене самолета, обошел своих конкурентов: итальянский «Leonardo C27J» и испанский «Airbus C295M». Но вся пикантность контракта состоит в том, что производитель самолета (ГП «Антонов») даже не был поставлен в известность о подписанном контракте «Укроборонпромом». И в дополнение, АН-178 нет в наличии у производителя. Есть только опытный экземпляр АН-178, построенный еще в 2015 году. А контракт — то подразумевает постройку нового самолета.

Как же на сегодняшний день обстоят дела со строительством АН-178 для МВД Перу?

На нашей памяти уже есть примеры, когда руководство ГП «Антонов» срывало подписанные контракты и с Казахстаном, и с Египтом, и с Туркменией, и с Азербайджаном. Для этого на ГП «Антонов» побывали сотрудники издания 112.ua. Да, отметили журналисты, в цехах начато строительство фюзеляжа АН-178: завершена состыковка частей гермопанели основной ниши шасси, соединяются основных части фюзеляжа. Но то, что они увидели во многих ангарах, поразило журналистов: мертвым грузом стоит недостроенная «Мрия-2» и 10 фюзеляжей АН-148 и АН-158. А простаивают они все по одной простой причине: около 30% комплектующих для АН-148, АН-158 и АН-178 производились в России.

В этом недострое однозначно виновата недальновидная политика руководства Украины, волевым решением которого, авиастроению Украины разрешено приобретение только западных комплектующих. Но никто в правительстве Украины и не догадывался, что при установке на АН-148, АН-158 и на АН-178 западных комплектующих будет необходима сертификация самолетов, требующая порядка 500 млн $. Стоило ли господа «подпиливать под собой сук», отвернувшись от России, только для пиара перед Западом?