Блок №1, важных новостей отечественной авиации

В ЦАГИ разрабатывают многорежимный летательный аппарат «ЭРА»

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») провели исследования по определению облика перспективного пилотируемого малогабаритного летательного аппарата (ЛА) «ЭРА».

ЛА предназначен для решения широкого круга задач, включая создание рынка индивидуальных пилотируемых малогабаритных летающих транспортных средств вертикального взлета и посадки. «ЭРА» может быть использована для экстренной эвакуации людей в районах ЧС или транспортировки внутри мегаполисов с перегруженной дорожной инфраструктурой.

В ходе трехлетней инициативной работы по созданию научно-технического задела специалисты отделения аэродинамики самолетов и ракет и научно-производственного комплекса ЦАГИ проработали концепцию ЛА и сформулировали тактико-технические требования к нему. В процессе исследования были проанализированы четыре аэродинамические компоновки, отличающиеся расположением несущих поверхностей, движителями с открытыми винтами и винты в кольце, местами крепления пилонов для их установки. Были проведены расчеты аэродинамических и летно-технических характеристик. По их результатам уточнен облик ЛА для проведения экспериментальных исследований аэродинамической модели в рамках НИР «Робот» по госконтракту с Министерством промышленности и торговли РФ.

Для проведения экспериментальных исследований была спроектирована модульная аэродинамическая модель ЛА. Такая конструкция позволяет оперативно выполнять замену и модернизацию основных агрегатов для расширенного исследования аэродинамической компоновки. Модель снабжена работающими электрическими имитаторами силовой установки. Испытания модели проведены в АДТ Т-102 ЦАГИ.

Специалистами ЦАГИ были проработаны вопросы обеспечения устойчивости и управляемости ЛА путем отклонения винто-кольцевых движителей, в том числе в переходных режимах полета. Результаты экспериментальных исследований модели ЛА подтвердили расчетные значения основных аэродинамических характеристик выбранной компоновки. Планируется, что следующим этапом работ станет создание летающего демонстратора технологий.

В Уфе состоялась презентация двигателя АПД-200 для сверхлёгкой авиации

18 июня 2020г. в столице Башкирии прошла презентация авиационного поршневого двигателя АПД-200 для сверхлёгкой и лёгкой авиации, разработанного совместно коллективами специалистов Уфимского государственного авиационно-технического университета и ПАО «ОДК-УМПО».

Как сообщили в пресс-службе республиканского правительства, двигатель разработан в рамках технологического проекта Евразийского НОЦ «Электрические машины нового поколения для авиации».

Официальный сайт : Правительство Республики Башкортостан

Презентуя новинку, первый проректор УГАТУ по науке Рустэм Еникеев отметил, что одноцилиндровый АПД-200 является базовым в линейке двухтактных авиационных поршневых двигателей в диапазоне мощностей до 180 л.с. Его создание закрывает практически всю потребность в двухтактных двигателях для сверхлёгкой и лёгкой авиации как пилотируемой, так и беспилотной, включая самолёты, вертолёты и конвертопланы.

– Новый двигатель стал ярким примером успешного научно-технического партнерства вуза и моторостроительного объединения. В нем заложены оригинальные технические решения, задействованы принципиально новые материалы. Проделан большой путь, есть концепт, документация, применены колоссальные компетенции кафедры “Двигателей внутреннего сгорания“, – отметил ректор Сергей Новиков

Двигатель прошёл функциональные испытания на стенде УГАТУ, которые подтвердили ключевые требования: максимальная мощность – 32 л.с., сухая масса – 18 кг. Сейчас идёт его отработка по показателям топливной экономичности и надёжности.

«В ходе демонстрации опытного образца началось обсуждение, благодаря чему презентация быстро превратилась в настоящий научно-технический совет по особенностям двигателя и перспективам его применения в небе и на земле. Стороны договорились о конкретных шагах по продвижению новинки на рынке отечественного и мирового авиадвигателестроения», – рассказали в УГАТУ.

Справочно:
Евразийский научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня в декабре 2020 года стал победителем конкурсного отбора и получил федеральную поддержку на развитие.
В Евразийский НОЦ мирового уровня вошли шесть университетов Башкортостана, «Сколковский институт науки и технологий», три научных учреждения и 20 организаций реального сектора экономики. В соответствии с программой деятельности НОЦ определены 10 технологических проектов по направлениям «Новая среда жизни», «Цифровая и «зеленая» химия, энергетика», «Биомедицина и генетика», «Инжиниринг и передовые производственные технологии».

ПАО «ОДК-УМПО» – участник Евразийского НОЦ, разработчик и крупнейший производитель авиационных двигателей в России. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. Расположено в г. Уфе. Входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Создаваемый ОДК гибридный двигатель для авиации будет иметь мощность 680 л.с.

Компания «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) представило концепцию демонстратора гибридной силовой установки (ГСУ). Согласно предварительным оценкам характеристик двигателя, его мощность составит 500 кВт (680 л.с.)

В ходе онлайн-встречи с участием ОДК и ЦИАМ была отмечена важность проекта ГСУ для создания научно-технического задела корпорации и дальнейшего развития компетенций в области создания гибридных двигателей различного назначения.

Гибридная силовая установка последовательной схемы мощностью 500 кВт будет создана на базе двигателя ВК-650В. Потенциальными объектами применения ГСУ данного класса мощности являются легкие многоцелевые вертолеты, перспективные беспилотные (опционально пилотируемые) летательные аппараты взлетной массой 2-8 т, самолеты местных воздушных линий, аэротакси, бизнес-авиация, летательные аппараты вертикального взлета и посадки.

«В обеспечение создания демонстратора ГСУ были выполнены предварительные расчетные оценки целевых характеристик электрических элементов силовой установки, необходимых для обеспечения летно-технических характеристик потенциальных объектов применения. Путем консолидации общих усилий и компетенций мы сможем создать конкурентоспособный продукт» — отметил генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.

По итогам совещания было принято решение о том, что АО «ОДК-Климов» и Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») станут партнерами по разработке ГСУ.

«Институт является головным исполнителем ряда контрактов, направленных на формирование опережающего научно-технического задела в области создания электрических и гибридных силовых установок для летательных аппаратов. Мы готовы поделиться с промышленностью, с ОДК накопленным научно-техническим и практическим опытом» — отметил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

Напомним, что проект по созданию демонстратора гибридной силовой установки был инициирован ОДК в августе 2020 года. Головным исполнителем и разработчиком определено АО «ОДК-Климов»

Первый макет гибридной силовой установки можно будет увидеть на МАКС-2021 в составе общей выставочной экспозиции стенда ОДК (Павильон С1). Помимо экспонатов АО «ОДК-Климов» представит презентации по своим перспективным продуктам, в числе которых ГСУ.

Важной частью программы участия АО «ОДК-Климов» в МАКС-2021 является проведение дискуссии на тему «Гибридные силовые установки в авиации: применение, преимущества и перспективы». Во время дискуссии, которую организует предприятие, специалисты обсудят основные преимущества применения гибридных и электрических силовых установок, рассмотрят электрическую часть ГСУ как основной фактор развития, оценят возможности и ограничения при эксплуатации ГСУ.

Участие в деловом мероприятии примут такие крупные институты, как ЦИАМ, МФТИ, СибНИА, ФПИ и УГАТУ, предприятия УЗГА, НЦВ «Миль и Камов», ВР-Технологии, а также представители эксплуатантов летальных аппаратов.

АО «ОДК-Климов» — предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».