Дайджест №14, важных новостей зарубежной авиации

Управление гражданской авиации КНР провело ежемесячную пресс-конференцию, на которой были рассмотрены результаты продолжающихся сертификационных испытаний среднемагистрального пассажирского самолёта собственной разработки и производства С919, а также поставки заказчикам регионального китайского самолёта ARJ21. В ходе пресс-конференции было заявлено, что начало поставок С919 переносится на 2022 год. Об этом сообщает издание The Paper.

Сертификация самолёта C919 в Китае отложена на 2022 год

Руководитель экспертной группы COMAC Ши Цзяньчжун, сообщил, что по состоянию на 30 августа этого года парк самолётов ARJ21 обеспечил совокупный налёт более 110 000 часов, 56 самолётов находятся в эксплуатации у восьми авиакомпаний. Перевозчики обслуживают 217 маршрутов, суммарно перевезено 3,2 миллиона пассажиров. Что касается С919, то начало поставок самолёта ожидается в ближайшее время.

Глава департамента Управления гражданской авиации Китая Ян Чжэньмэй заявил, что ведомство ведёт активную работу по сертификации C919 и стремится к тому, чтобы китайские самолёты начали летать по всему миру как можно скорее, приводит его слова издание Sina.

По его словам, к началу декабря 2021 года из запланированных 276 сертификационных полётов выполнено только 34. «В настоящее время необходимо завершить большое количество испытательных полётов, в том числе на естественное обледенение», – заявил чиновник.

Ранее в ноябре главный конструктор С919 Ву Гуанхуа в ходе экспертных консультаций Управления ГА КНР, предложил уделять приоритетное внимание соответствию лётной годности самолёта и включить в планы на 2022 год продолжение его испытаний и сертификацию, а соответствующие ресурсы и персонал увеличить. Он считает, что в следующем году сертификационные испытания должны быть продолжены, из чего издание Sina делает вывод: «поставка C919 будет отложена как минимум до следующего года».

В январе 2021 года стало известно, что испытания на естественное обледенение самолёта С919 должны были пройти в канадской провинции Онтарио в марте месяце, но были перенесены на середину осени из-за ковидных ограничений на международное авиасообщение. Однако дополнительной информации о том, состоялись ли такие испытания, не поступало.

Британцы представили концепцию водородного самолета на 279 пассажиров

Проект британского института аэрокосмических технологий FlyZero представил концепцию водородного широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 279 пассажиров. Разработчики говорят, что дальность его полета будет 9,7 тысячи километров.

Концепция водородного самолета на 279 пассажиров.

Созданием водородных лайнеров сегодня занимаются несколько компаний. Например, британская Electric Aviation Group разрабатывает 90-местный водородный самолет, британско-американская ZeroAvia — 76-местный самолет, а немецкие H2Fly и Deutsche Aircraft — 40-местный. Такие летательные аппараты считаются экологически нейтральными. Их приводят в движение электромоторы, которые питаются от топливного элемента, получая энергию от соединения водорода с кислородом, а в качестве «выхлопа» образуется только вода.

ZeroAvia готовится к испытательным полётам на экспериментальном самолёте Dornier 228, оснащённом водородной двигательной установкой мощностью 600 кВт. / Фото © ZeroAvia

Для полетов на большую дальность водородным самолетом нужно много жидкого топлива. Контейнеры с ним можно разместить внутри фюзеляжа, но это сокращает число посадочных мест. А если бак с жидким водородом разместить на внешней подвеске, увеличивается максимальная взлетная массы и лобовое сопротивление самолета.

Проект FlyZero стартовал в 2020 году. Его ведет британский институт аэрокосмических технологий, а спонсирует — правительство Соединенного Королевства. Цель проекта — исследовать концепции самолетов с нулевым уровнем выбросов. В начале следующего года исследователи собираются опубликовать три финальных концепции экологичных самолетов: регионального, узкофюзеляжного и широкофюзеляжного.

Концепт узкофюзеляжного самолета FlyZero показал 1 декабря 2021г. во время конференции по альтернативным двигательным системам королевского авиационного общества. Он отличается двигателями, интегрированными в V-образное хвостовое оперение.

В понедельник британский проект опубликовал концептуальное изображение и некоторые детали о широкофюзеляжном водородном самолете. Разработчики предполагают, что он сможет перевозить 279 пассажиров на расстояния более 9,7 тысячи километров. Это значит, что из Москвы в Сан-Франциско на нем можно будет добраться без пересадок. Для сравнения, у широкофюзеляжного Boeing 787-8 дальность полета — 13,5 тысячи километров, а рассчитан он на 248 пассажиров.

Широкофюзеляжный самолет FlyZero будет летать на жидком водороде, хранящемся в криогенных топливных баках при температуре примерно минус 250 градусов по Цельсию. Топливные баки расположатся в хвосте и по бокам фюзеляжа. Размах крыла самолета составит 54 метра — по этому показателю он окажется между широкофюзеляжными Boeing 767 и 787. Под крылом установят два турбовентиляторных двигателя.

Справочно >> Под жидкий водород требуется создание самолетов с «сухими» крыльями без топливных баков, но с водородными баками для запаса жидкого водорода (топливо будет храниться при температуре минус 250 градусов по Цельсию в емкостях по бокам фюзеляжа и в хвосте самолета), криогенных топливных систем, топливных элементов и электроэнергетических систем, а также водородных газовых турбин. Эти технологии позволят совершать перелеты с нулевым уровнем вредных выбросов, получая на «выхлопе» только воду…

Построят ли когда-нибудь этот самолет, неизвестно. Но британский проект прогнозирует, что с середины 2030-х новое поколение водородных летательных аппаратов с низкой стоимостью топлива по операционным показателям опередят обычные самолеты.

В рамках FlyZero специалисты ATI разрабатывают сразу целое семейство водородных самолетов — региональный, узкофюзеляжный и широкофюзелжный — технологические дорожные карты для их внедрения, а также результаты исследования рыночных и экономических перспектив новой техники. О серийных перспективах пассажирских самолетов с водородными двигателями не сообщается.

Великобритания собирается сделать всю свою авиацию углеродно-нейтральной к 2050 году. Поэтому британские власти финансируют проекты развития авиации на альтернативных источниках энергии. В рамках одного из них Rolls-Royce создала электросамолет Spirit of Innovation, который недавно разогнался до рекордной среди электрических машин скорости в 623 километра в час.

США собрали первую атомную бомбу нового образца

На заводе Пентекс в Техасе собран первый серийный образец новой атомной бомбы B61-12. Боеприпас лишился парашюта, получив взамен удлиненную хвостовую часть с рулями для корректировки полета.

Новая версия бомбы заменит три из четырех существующих модификаций B61, а ее служба в ВВС США продлится как минимум 20 лет, говорится в сообщении Национального управления по ядерной безопасности США.

– В ходе модернизации были заменены все ядерные и неядерные компоненты боеприпаса. Помимо рулей, в его хвостовой части находится инерциальная система наведения, позволяющая применять оружие с большой высоты. Бомба предназначена как для существующих, так и для перспективных средств доставки, – рассказала глава управления Джилл Хруби. Мощность заряда переменная: от 0,7 до 170 килотонн.

Одним из носителей B-61-12 станет малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35. Часть нового ядерного арсенала планируется разместить в Европе. США планируют поделиться бомбой и с союзниками по НАТО – правда, им предложат неуправляемый вариант.

По теме:

США до 2025 года произведут 480 новых ядерных авиабомб – американские ученые

ИНТЕРФАКС – Соединенные Штаты до 2025 года произведут 480 новых тактических ядерных авиабомб в модификации B61-12, следует из данных Федерации американских ученых.

Это количество превышает арсеналы ядерных боеприпасов, имеющиеся в распоряжении Китая, Франции, Британии, Пакистана, Индии, Северной Кореи и Израиля.

Ядерные авиабомбы B61-12 являются модификацией предыдущих версией боеприпаса B61-3, 4, 7 10 и 11. Они предназначены для оснащения стратегических стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit и разрабатываемых B-21 Raider, а также американских и других натовских истребителей-бомбардировщиков в Европе.

По различным оценкам, в настоящее время на европейском театре военных действий США располагают от 100 до 150 ядерными авиабомбами для применения тактической авиацией.

Таким образом США собираются в три раза увеличить свой тактический ядерный потенциал. Авиабомбы предназначены для оснащения тактических истребителей-бомбардировщиков F-35А, F-15E и F-16C/D, F/A-18 и Tornado ВВС США и других стран-членов НАТО.

Национальное управление по ядерной безопасности США (NNSA) на минувшей неделе сообщало, что производство новых ядерных авиабомб было начато в конце ноября на предприятии Pantex (“Пэнтекс”) в штате Техас. По имеющимся данным, США уже располагают, по меньшей мере, десятью такими новыми боеприпасами.

Большая их часть первоначально может быть размещена на континентальной части США. Затем они поступят на склады на авиабазах в Европе.

Авиабомбы B61-12 (с мощностью 0,3, 1,5, 10 или 50 килотонн), в частности, предполагается разместить в подземных складах на авиабазах в Германии, Бельгии, Нидерландах, Италии и Турции, которые находятся под контролем американских военных.

«Украина с помощью США может устроить ядерную войну в Донбассе». Эксперты: «Ядерный жар чужими руками»

По мнению эксперта Сивкова, В61-12 становится образцом «гибридного ядерного оружия».

«Это мой экспертный термин. Ядерное оружие всегда состоит из двух частей – носителя и ядерного заряда. Гибридность в том, что носитель принадлежит одной стране – например, Германии, а ядерный заряд принадлежит другой стране, в данном случае – США», – пояснил Сивков.

Численность тактического ядерного оружия, в том числе американского, размещенного в Европе, официально не уточняется. Как пишет Deutsche Welle, на базе в Германии находятся около 20 американских ядерных боеголовок. Собственного ядерного оружия у Германии нет. Ранее сообщалось, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время визита в Берлин заявил, что Пентагон может разрешить Германии использовать американское ядерное оружие, которое размещено на ее территории.

«Совместное использование ядерного оружия» – давняя практика, которая используется в НАТО. «Участвующие [в НАТО] государства-члены, такие как Германия, принимают совместные решения по ядерной политике и планированию и осуществляют техническое обслуживание соответствующего оборудования», – писал Йенс Столтенберг в авторской статье для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung еще в мае 2020 года.

Потенциально в рамках этого «совместного использования» Вашингтон может снижать свою ответственность за применение тактического ядерного оружия и увеличивать ответственность своих партнеров.

«У США складывается иллюзия, что если Германия будет применять эти бомбы, то никто не будет трогать США. Это создает благоприятные предпосылки для Вашингтона развязать локальную ядерную войну. В данном случае речь идет о возможности ее ведения на Украине», – считает эксперт.

Сивков отметил, что делегирование страной права на применение своего ядерного оружия другому государству «представляет серьезную опасность”. “США будут в своих интересах чужими руками загребать жар потенциальной ядерной войны – войны с использованием тактического ядерного оружия. В неком крайнем самом варианте, конечно. Но просчитывать надо все варианты. Если сейчас Вашингтон разрешит использовать свое тактическое ядерное оружие немцам, то завтра – разрешит Украине.

И Украина с помощью США сможет устроить тактическую ядерную войну в Донбассе. Это, повторюсь, самый крайний вариант. В любом случае получение Киевом такого оружия резко подымет ставки», – предупреждает военный политолог, доцент РАНХиГС Валерий Волков.

В апреле посол Украины в Германии Андрей Мельник в эфире радиостанции Deutschlandfunk заявил, что если его страна не может получить членство в НАТО, то ей необходимо вернуть себе «ядерный статус ради собственной защиты».

«Стратегическое ядерное оружие никто Киеву не доверит, а вопрос о тактическом оружии, в рамках «совместного использования», может через время начать обсуждаться», – считает Волков.