Планы создания перспективного вертолетного ТВД ПД-8В

Веб-ресурс “Жуковские вести” в материале Юрия Пономарева “Смена коней на переправе” сообщил, что произошли изменения в программе ремоторизации тяжелого транспортного вертолета: вместо двигателя ПД-12В намечено установить перспективный турбовальный двигатель ПД-8В.

Более сорока лет серийные тяжелые транспортные вертолеты семейства Ми-26 оснащались украинскими турбовальными двигателями (ТВД) Д-136 (мощностью на взлетном режиме 10 тыс. л.с.) производства компании “Мотор Сич”. После принятия санкций в 2014 г. было принято решение в сжатые сроки разработать и испытать отечественный двигатель ПД-12В мощностью на взлетном режиме 11,5 тыс. л.с. для проведения ремоторизации винтокрылой машины Ми-26.

В 2017 г. был завершен этап эскизного проектирования двигателя ПД-12В. Год назад разработка мотора ПД-12В находилась на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР). Двигатель ПД-12В разрабатывался в пермском АО “ОДК-Авиадвигатель” на базе газогенератора турбовентиляторного мотора ПД-14 для авиалайнера МС-21-310. Начало летных испытаний тяжелого транспортного вертолета Ми-26 с двигателем ПД-12В наметили на 2023 г. Их завершение и получение одобрения на выпуск опытной партии ПД-12В планировали на 2025 г.

Первый стендовый опытный образец двухконтурного турбореактивного двигателя ПД-8 на испытательном стенде АО “ОДК-Сатурн” (Рыбинск, Ярославская область), 17.05.2022 (с) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., принятой в конце июня нынешнего года, есть упоминание о выпуске 5 вертолетов Ми-26Т2/ТС для гражданских заказчиков до 2030 г., о серийном выпуске мотора ПД-12В для вертолета нет ни строчки.

Работы по ремоторизации Ми-26 были инициированы российскими военными. Самая большая часть вертолетов семейства Ми-26 эксплуатируется российскими военными. Однако в настоящее время 17 машин этого типа эксплуатируют российские коммерческие операторы.

Весной нынешнего года появилась информация о том, что вместо ТВД ПД-12В при ремоторизации вертолета Ми-26 на машине установят ТВД ПД-8В – версию двигателя ПД-8 для вертолетов. В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе газогенератора двигателя ПД-14, предназначенного для установки на ближне-среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 будет иметь тягу 7,9 тс.

Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 прошел стендовые испытания весной нынешнего года, теперь на очереди – летные испытания мотора в ЛИИ им. М.М.Громова в конце 2022 г. – начале 2023 г. Мотор ПД-8 создается с применением российских материалов и современных технологий, в том числе 3D-печати. В работе задействована широкая кооперация предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Работы по двигателю ПД-8 ведут сразу пять структурных подразделений корпорации. Головным разработчиком и интегратором является предприятие “ОДК-Сатурн” (г. Рыбинск).

Для улучшения эксплуатационных характеристик ТВД ПД-8В оснастят электронной системой управления типа FADEC.

Ми-26

Ремоторизированные вертолеты семейства Ми-26 также получат новую вспомогательную установку (ВСУ) ТА18-100 вместо нынешней ВСУ ТА-8В.

В гражданском секторе отечественной авиапромышленности после событий 2014 г. программы по импортозамещению не были реализованы в необходимом объеме. Можно сделать вывод на примере замены на вертолетах семейства Ми-26 двигателя ПД-12В на ПД-8В, что предприятия ОПК не справляются с “нахлынувшими” объемами срочного импортозамещения.

Особенности, технические характеристики

Работы по двигателю ПД-8 ведут сразу 5 структурных подразделений ОДК. Головным разработчиком и интегратором выступает ОДК-Сатурн (г.Рыбинск Ярославской области).

В компрессор высокого давления (КВД) добавлена 7-я ступень, что позволило снизить нагрузку на КВД. Камера сгорания максимально унифицирована с двигателем ПД-14, что позволило без лишних затрат обеспечить соответствие двигателя перспективным экологическим требованиям ИКАО. Турбина высокого давления оптимизирована для увеличения КПД двигателя.

На презентации озвучены следующие технические характеристики:

  • Максимальная тяга на взлётном режиме – 8056 кгс (возможно увеличение тяги на 5% без изменения конструкции двигателя);
  • Тяга на нормальном взлётном режиме – 7477 кгс;
  • Степень двухконтурности – 4,4;
  • Удельный расход топлива на крейсерском режиме – 0,61 кг/(кгс*ч);
  • Диаметр вентилятора – 1,23 м;
  • Длина двигателя – 3,59 м:
  • Масса двигателя с мотогондолой – 2300 кг.
Статус программ авиадвигателестроения ОДК

Преимущества перед конкурентами

За счёт применения нового газогенератора обеспечено снижение расхода топлива на 3% по сравнению с двигателем SAM146 и на 5% по сравнению с двигателем CF-34-10E (устанавливается на Эмбраер Е-190). При годовом налёте в 2400 часов (как у авиакомпании Азимут) это даст обновлённому Суперджету экономию топлива в 150 тонн в год на один самолёт.

Замена франко-российского SaM146 на российский ПД-8

За счёт исключения валютной составляющей и использования российских материалов обеспечено 10%-ное снижение цены двигателя и стоимости его технического обслуживания и ремонта.

Благодаря применяемым наработкам от предшественника ПД-14 двигатель ПД-8 с запасом соответствует всем перспективным требованиям ИКАО по шумам и эмиссии вредных веществ.