Китай разрабатывает вертикально взлетающий истребитель?

Особенностью предложенной концепции вертикально взлетающего истребителя является наличие у него двух турбореактивных двигателей, расположенных по схеме «тандем» и используемых для создания тяги как на режиме вертикального взлета, так и в крейсерском полете. Основной ТРДДФ расположен на привычном месте в хвостовой части фюзеляжа и снабжается поворотным осесимметричным реактивным соплом, аналогичным по принципу изменения вектора тяги реализованному на отечественном двигателе Р79В-300 опытного сверхзвукового истребителя Як-41М (Як-141) и на американском F135-PW-600 истребителя пятого поколения F-35B. Доступ воздуха к нему обеспечивается через подфюзеляжный воздухозаборник.

А сразу за кабиной экипажа располагается горизонтально еще один – передний – двигатель с воздухозаборником на верхней поверхности фюзеляжа с открывающейся створкой. Выход газов из него происходит через раздваивающиеся каналы и далее через сопла с регулируемыми створками-жалюзи на нижней поверхности крыла, поворот которых обеспечивает изменение вектора тяги.

Как следует из опубликованного документа, заявка на патент была подана 29 декабря 2022 года, а авторские права на него действуют с 23 мая 2023-го. Конечно, это только патент, что вовсе не обязательно означает, что в компании в Чэнду сейчас работают над реальным самолетом подобного типа. Но слухи о том, что в КНР велось проектирование вертикально взлетающего истребителя циркулируют в прессе уже более 10 лет. Еще в 2011 году выходили публикации, в которых заявлялось, что такой самолет, иногда называемый J-18, уже даже проходит летные испытания. Но никаких подтверждающих это фактов с тех пор так и не появилось.

Основу авиагруппы китайских авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун» сегодня составляют сверхзвуковые истребители J-15 с трамплинным взлетом и аэрофишинерной посадкой, являющиеся строящимися компанией в Шэньяне (SAC) аналогами отечественных самолетов Су-33. Известно также, что с октября 2021 года в Шэньяне проходит летные испытания разработанный там палубный истребитель пятого поколения J-35. Строящийся третий китайский авианосец, как ожидается, для старта самолетов будет оснащаться тремя электромагнитными катапультами.

Сегодня в мире в эксплуатации находятся только два типа истребителей с вертикальным (укороченным) взлетом и вертикальной посадкой: AV-8B Harrier II (состоят на вооружении Корпуса морской пехоты США, а также ВМС Италии и Испании) и F-35B (несут службу в США, Великобритании и Италии, заказаны также Японией и Сингапуром). Как знать, не присоединится ли к этому «клубу обладателей СВВП» в будущем и Китай? Наш великий сосед же умеет удивлять всех…

Cамолёт EL-2 Goldfinch может взлететь с футбольного поля

Компания Electra (США) сообщила об успешном старте испытаний гибридно-электрического самолета класса eSTOL с укороченным взлетом EL-2 Goldfinch. Новая машина — […]

нет комментариев

Embraer приступила к сборке 1-го истребителя F-39 “Грипен”

Компания Saab do Brasil опубликовала фотографию первого истребителя F-39 “Грипен”, сборка которого осуществляется на предприятии Embraer в Гавиан-Пейшоту (Сан-Паулу). Как […]

нет комментариев

China Eastern ожидает поставку шести самолётов C919

Стартовый оператор среднемагистральных пассажирских самолётов C919, авиакомпаний China Eastern Airlines ожидает поступление с состав своего флота шестого лайнера этого типа. […]

нет комментариев

Проект нового китайского бомбардировщика дальнего действия

Долгожданный первый стратегический бомбардировщик-невидимка Китая H-20 заслуживает восхищения, поскольку он не сталкивается с техническими трудностями при разработке и скоро будет […]

нет комментариев

Первый полёт турецкого перспективного истребителя Kaan

21 февраля 2024 года на аэродроме турецкого государственного авиастроительного объединения Turkish Aerospace Industries (TAI, TUSAŞ) и авиабазе ВВС Турции Мюртед […]