Международная кооперация, надолго ли?

Разработчики и производители бортового оборудования являются основными поставщиками для всех типов самолетов и вертолетов.

Если в Советском Союзе отечественная авиация комплектовалась оборудованием советского производства, то современная Россия должна строить авиацию с учетом значительных объемов продаж на мировом рынке авиации. Требование экспортных продаж и конкуренция на мировом рынке диктуют условие максимального соответствия сертификата российской продукции международным нормам летной годности.


Нам необходимо проходить вторичную сертификацию либо в Европейском авиарегистре (EASA), либо в авиарегистре США (FAA) по нормам ETSO или TSO. Именно в этом случае бортовое оборудование получает право выхода на мировой рынок как розничный законченный продукт, которым могут комплектоваться как российские, так и зарубежные самолеты и вертолеты.

Ряд приборов и агрегатов отечественного производства не всегда соответствует международным стандартам и не обеспечивает конкуренцию на мировом рынке. Последнее обстоятельство заставляет российских разработчиков авиации комплектовать свои разработки импортными приборами и агрегатами.

Например, самолет SSJ-100 выполнен кооперацией зарубежных производителей практически без использования российских комплектующих. Это не способствует развитию отечественного авиастроения.

Мировая практика разработки и производства воздушных судов ведущими фирмами Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier иллюстрирует широкую кооперацию авиационной промышленности разных стран. Примером удачной кооперации может служить Airbus A380, в разработке и производстве которого принимали участие все ведущие мировые авиапроизводители.

Россия должна строить комплексы бортового оборудования в смешанной комплектации отечественной и зарубежной поставок, а отечественные разработчики бортовой аппаратуры должны выходить на мировой рынок и расширять производство с учетом потребностей мирового авиационного рынка, ориентируясь на прогнозы его развития.

Выводы:

  1. Перспективным направлением построения бортового комплекса ЛА является реализация концепции интегрированной модульной авионики (ИМА). Современная архитектура бортового оборудования (БО) на базе ИМА связывает в единый комплекс различные системы самолета. Это сложнейшая информационно-вычислительная система, реализуемая с использованием минимальной номенклатуры унифицированных взаимозаменяемых открытых стандартных изделий (модулей). В качестве программного обеспечения используются независимые от аппаратных средств продукты. Технологии ИМА являются прорывными технологиями в авиастроении.
  2. Технологии ИМА позволяют:
    • упростить сертификацию БО в соответствии с мировыми стандартами;
    • вывести БО на мировой рынок;
    • сократить затраты на модернизацию БО;
    • создать условия для конкуренции производителей компонентов БО, тем самым удешевляя стоимость комплекса и уменьшая риски разработки.
  3. Важность задач, решаемых бортовым комплексом, обуславливает необходимость соответствующего финансирования. Затраты на разработку бортового оборудования в мире составляют 30 — 40% от общего объема финансирования. В нашей стране этот показатель в 2,5 раза ниже, что не позволяет конкурировать с мировыми производителями оборудования. Увеличение затрат должно, прежде всего, коснуться технологий создания комплексов бортового оборудования и программного обеспечения бортового комплекса.
  4. Для создания конкурентоспособного БО необходимо:
    • осуществлять кооперацию ведущих авиастроительных предприятий на базе крупных НИИ, определяющих стратегические направления развития бортового оборудования;
    • увеличить финансирование разработок в области бортового оборудования;
    • использовать прорывные технологии в авиастроении с целью увеличения эффективности российских разработок.

Для справки:

Под интегрированной модульной авионикой(ИМА) понимается концепция построения бортового комплекса, базирующаяся на открытой сетевой архитектуре и единой вычислительной платформе. Понятие «интегрированная» используется как объединение общих ресурсов — источников питания, процессора, памяти, коммуникационных шин, источников ввода-вывода для решения единой задачи — управления. Функции систем комплекса в этом случае выполняют программные приложения, разделяющие общие вычислительные и информационные ресурсы. Понятие функции является ключевым понятием ИМА. Под функцией воздушного судна понимаются функциональные возможности, которые могут быть обеспечены аппаратными и программными средствами, имеющимися на ВС, например: самолетовождение, связь, индикация и т.д.

Источник подробнее: