Авиаобозрение 2019_ №15. Новости авиации

Авиационный двигатель ТВ7-117В разработки предприятия «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации Ростех, предназначенный для многоцелевых вертолетов типа Ми-38, доказал свою работоспособность в условиях попадания птиц, дождя и града.

«ОДК-Климов» получил одобрение главного изменения на двигатель ТВ7-117В

Для справки:

Турбовальный авиационный двигатель ТВ7-117: Разработчик: ОАО «Климов» (Россия) Изготовитель: «Завод имени В. Я. Климова» (Россия), «ММП имени В. В. Чернышева» (Россия) и «ОМП имени П. И. Баранова» (Россия). ТВ7-117 предназначен для применения в самолётах Ил-114, Ил-112, а также вертолётов и малых судов. Является одним из самых экономичных двигателей в своём классе

Модификации:

  • ТВ7-117С – модификация для пропеллерных самолетов, имеет сертификат типа АР МАК. Двигатель применялся в самолёте Ил-114.
  • ТВ7-117СМ – модернизированный двигатель c мощностью 2650 л. с. для применения в Ил-114-300.
  • ТВ7-117СТ – глубокая модернизация ТВ7-117СМ с максимальной мощностью 3600 л. с. для использования в Ил-112В + вес при сухой массе не более 500 кг + удельный расход топлива меньше 200 грамм на л. с. в час.
  • ТВ7-117В, ТВ7-117ВМ, ТВ7-117ВК – семейство двигателей для вертолётов, ТВ7-117ВМ для вертолетов Ми-38 с выводом вала отбора мощности вперед, ТВ7-117ВК для модернизации вертолетов Ми-28, Ка-50, Ка-52 с выводом вала отбора мощности назад.
  • ТВ7-117К – судовой вариант двигателя.

Двигатель ТВ7-117В успешно прошел программу испытаний и подтвердил возможность эффективной работы в данных условиях. Двигатель отличается новой усиленной сеткой (конусообразной, а не сферической формы) с защитным экраном. Такое конструктивное изменение значительно расширяет возможности эксплуатации вертолетов и свидетельствует о надежности двигателей.

Испытания двигателя с новым защитным устройством проходили в Научно-испытательном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова. В частности, в рамках программы испытаний двигатель выдержал последовательные выстрелы градом диаметром 50 и 25 мм (массой 0,059 и 0,008 кг соответственно) под углом 27° к оси двигателя со скоростью 83 м/с в область защитного экрана, а также заброс крупной птицы массой 1,85 кг со скоростью 300 км/ч.

После осмотра защитного устройства повреждений в нем не обнаружено.

Турбовальный двигатель ТВ7-117В со свободной турбиной разработан и серийно производится на предприятии «ОДК-Климов». Конструкция и электронная система автоматического управления и контроля с полной ответственностью типа FADEC обеспечивает высокую мощность при низком расходе топлива и повышенную надежность полетов. По топливной экономичности и взлетной мощности у ТВ7-117В в этом классе двигателей нет аналогов.

Основные технические характеристики ТВ7-117В: – мощность на взлетном режиме – 2800 л.с. (при чрезвычайном режиме – 3140 л.с.), – удельный расход топлива – 205 г/л.с. час, – сухая масса – 435 кг, – назначенный ресурс основных деталей по системе управления ресурсом – 2110 полетных циклов.

Росавиация допустила к эксплуатации самолеты Superjet 100 с законцовками крыла

Заключительные полеты первого коммерческого самолета Superjet 100 с законцовками перед передачей ВС на авиапредприятие “Северсталь” проходили в подмосковном Жуковском.

Росавиация сертифицировала горизонтальные (саблевидные) законцовки крыла (saberlets) для самолетов Superjet 100 (SSJ 100) производства компании “Гражданские самолеты Сухого” (ГСС). Первое ВС с такой опцией производитель передал лизингодателю ГТЛК. Оператором этой машины, как и ожидалось, станет череповецкое авиапредприятие “Северсталь”. Перевозчик отмечает, что Superjet 100 c законцовками крыла важен для расширения географии международных полетов авиакомпании.

ФАВТ ЗАЖГЛО ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) одобрила главное изменение “Внедрение горизонтальных законцовок крыла” к сертификату типа SSJ 100 (модель RRJ-95B-100). Документ подписал 6 декабря заместитель руководителя федерального ведомства Олег Сторчевой. Это произошло спустя полтора месяца после сообщения ГСС о завершении в Жуковском летной программы испытаний SSJ 100 с saberlets. Первоначально ожидалось, что проект оснащения самолетов этого типа может быть реализован к концу 2017 г., то есть два года назад.

Для справки:

На пассажирских самолётах аэродинамические законцовки были впервые применены на Boeing 747-400 выпуска 1985 года. C 2009 года данная конструкция применяется на крыльях среднемагистральных самолётов Airbus A-320.

В начале 1990-х годов Луи Гратцер, главный специалист по аэродинамике компании Aviation Partners, придумал и запатентовал «blended winglet» — сопряжённое крылышко, которое плавно загибается вверх по дуге большого радиуса и имеет большое относительное удлинение. Первое же применение крылышек новой конструкции для модернизации делового самолёта Gulfstream II в 1991 году позволило сократить расход топлива на 7 %. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

Винглеты являются обязательным требованием аэропорта Лондон-Сити к воздушным судам, поэтому когда в 2016 году ирландская авиакомпания CityJet первая в Европе закупила российские самолёты Superjet SSJ-100, она потребовала от компании «Гражданские самолеты Сухого» модернизировать эту новую модель и сделать горизонтальные винглеты.

Подъёмная сила крыла образуется из-за разности давлений под крылом и над крылом. Из-за разности давлений часть воздуха перетекает через край крыла из области высокого давления снизу в область пониженного давления сверху, образуя при этом концевой вихрь. На образование вихря тратится энергия движения, что приводит к появлению силы индуктивного сопротивления. Концевой вихрь также приводит к перераспределению подъёмной силы по размаху крыла, уменьшая его эффективную площадь и удлинение, и снижая аэродинамическое качество. Установка аэродинамических законцовок помогает добиться оптимальной формы распределения подъёмной силы из-за уменьшения индуктивного сопротивления.

Недостатками использования законцовок крыла являются существенное увеличение влияния на самолет ветра при взлете и посадке, а также более жёсткая болтанка при полёте в турбулентной атмосфере?, в остальных случаях улучшает устойчивость и управляемость при манёврах самолёта!

Что касается законцовок, используемых в машине, приобретённой «Северсталью», то заместитель генерального директора по разработке АО «Гражданские самолеты Сухого» Андрей Недосекин делает упор на том, что они повышают экономичность эксплуатации самолёта. Он обещает эксплуатантам снижение расходов на авиакеросин не менее чем на 4%. Для самолётов Sukhoi Superjet это на самом деле важно. Дело в том, что они проигрывают основным конкурентам — «эрбасам» и «боингам» по дальности полёта из-за того, что имеют почти в два раза меньший запас топлива. 

Горизонтальными законцовками крыла оснащен самолет (серийный номер 95181) выпуска 2019 г. Для эксплуатации в гражданской авиации эта машина получит регистрационный номер RA-89135.

Далее подробнее: долгожданные законцовки крыла SSJ 100.

С начала 2019 года был продан всего один «Суперджет». Почему так?

Прорыва в современном российском гражданском авиастроении пока не произошло. Из-за санкции и растерянной своей материально-технической базы, да еще и из-за не самой положительной репутации выручка ОАО «Гражданские Самолеты Сухого» упала почти в пять раз. При этом в 2019 году производитель сумел продать всего один самолет.

Если быть точнее, то выручка ОАО «ГСС» упала в 4,5 раза и составила всего 6 млрд рублей, при этом чистый убыток увеличился в 2,5 раза. За поставку одного единственного самолета в этом году «ГСС» получил 2.1 млрд рублей. Остальные средства были получены от послепродажного обслуживания самолетов. Для сравнения, в прошлом году ОАО «Гражданские самолеты Сухого» на поставках новых самолетов авиакомпаниям заработало 24,4 млрд рублей. То есть в 12 раз больше.

По мнению специалистов авиационной отрасли, причина падения спроса и снижение производства связана в первую очередь с отсутствием достаточного количества двигателей SaM146. В течение года у уже эксплуатируемых авиакомпаниями самолетов вышли из строя двигатели. Чтобы обеспечить авиакомпании двигателями, производителю пришлось их снимать с новых, только что произведенных самолетов.

Еще одной причиной снижения выручки стали затянувшиеся переговоры с компанией «Аэрофлот» о поставках новых SSJ-100. До конца года ОАО «ГСС» планирует поставить авиакомпаниям десять самолетов, пять из них предназначаются «Аэрофлоту».

И даже если поставки будут осуществлены вовремя, это все равно не спасет ситуацию. Выручки на уровне прошлого года все равно не будет.

Сейчас российские власти активно пытаются продвинуть самолеты SSJ-100 на международном рынке, предлагая купить их Турции и Сербии.

Для того, чтобы выручка не падала производство необходимо обеспечить стабильными заказами, чего пока сделать не удается.