Общие сведения о программе:
Су-34 (изделие «Т-10В», по классификации НАТО: Fullback, что переводится как «адский утёнок»— «Защитник» —советский/российский многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.
По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++ и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных
Разработчик | / ОКБ Сухого |
---|---|
Производитель | НАЗ имени В. П. Чкалова |
Главный конструктор | Р. Г. Мартиросов |
Первый полёт | 13 апреля 1990 года (Т-10В-1) |
Начало эксплуатации | 21 марта 2014 года |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты | ВКС России |
Годы производства | c 2008 года |
Единиц произведено | 122 (на 2020 год) |
Базовая модель | Су-27 |
Варианты окраски серийных Су-34:
Модификации:
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Су-32 | Экспортная модификация. |
Су-34М/Су-34НВО | Глубокая модификация базовой версии, полученная в результате выполнения ОКР «Сыч». Заключен предварительный контракт с МО РФ на производство 76 самолётов до 2027 года. |
История Су-34
Концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости, большой боевой нагрузки и дальности полёта, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии. К решению этой задачи в середине 80-х годов приступило ОКБ Сухого незадолго до этого передавший в серийное производство Су-27. Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (Су-27ИБ — истребитель-бомбардировщик).
Первый полёт прототипа Т-10В состоялся 13 апреля 1990 года. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН (из-за первоначального обозначения машины самолёт также называют «финном», «финкой» или «финляндкой»), ставший через несколько лет Су-34.
28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный борт. Весной 1995 года самолет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин. 20 марта 2014 года Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.
Конструкция
Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.
Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты. Сравнительный анализ эффективной поверхности рассеивания:
ЭОП крылатой ракеты | ЭОП самолёта-невидимки типа F-117 | ЭОП фронтового бомбардировщика | ЭОП Бомбардировщика В-52 | ЭОП истребителя |
---|---|---|---|---|
менее 1 | 0,3-0,4 | 7 — 10 | 100 | 3 — 12 |
Планер
Самолет представляет собой продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крыло, трапециевидное в плане, интегрально сопряжено с фюзеляжем и имеет стреловидность по передней кромке – 42 градуса. Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое выполнено цельноповоротным. Оперение – вертикальное двухкилевое. Стабилизатор – дифференциально отклоняемый. Силовые установки размещаются в двух гондолах, установленных в центроплане. Носовая часть фюзеляжа в сечении имеет эллипсоидную форму, здесь размещена бортовая радиолокационная станция. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием.
Производство Су-34
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34. 12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.
Начиная с 2015 года планировалось выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2020 году полностью заменить ими Су-24.
Боевое применение Су-34
Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, действуя в качестве самолета радиоэлектронной борьбы и подавления систем ПВО.
Порядка 6 бомбардировщиков активно применяется силами ВКС РФ в составе авиационной группировки в Сирии. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористической группировки ИГИЛ в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка; в результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
Арсенал Су-34 широк и универсален. Всего на 12 точках подвески размещается до 8 тонн оружия. Это стандартные и корректируемые бомбы, ракеты “воздух-воздух” и “воздух-земля”. Эффективность многих образцов была доказана в Сирии. Например, Су-34 наносили точечные удары по важнейшим объектам террористов. Причем российские самолеты доставали радикальных исламистов даже из-под земли с помощью
бетонобойных бомб БЕТАБ-500.
Лётно-технические характеристики Су-34
Тип | фронтовой бомбардировщик |
Экипаж | 2 человека |
Силовая установка | два ТРДДФ АЛ-31Ф-М1 по 13,5 тс каждый |
Максимальная боевая нагрузка | 8 тонн |
Практический потолок | 17 000 м |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 7 |
Практическая дальность полета | 4500 км |
Боевой радиус действия | 600 – 1 130 км |
Максимальная взлетная масса | 44,36 т |
Максимальная скорость | на высоте 11000 м – 1900 км/ч(М=1,6); на уровне моря – 1 400км/ч |
Размах крыла | 14,70 м |
Площадь крыла | 62 кв. м |
Длина | 23,3 м |
Высота | 6,09 м |
Боевая нагрузка – 8 000 кг (нормальная – 4 000 кг) на 12 узлах подвески: | 8 УР класса воздух-воздух Р-73; 6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э; 8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ); 6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А; 1 многоцелевая УР Альфа; 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М; 3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л; 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25. |
Мнение: Благодаря Минобороны(Гособоронзаказа) сохранили Новосибирский авиазавод имени В.Чкалова. Авиабизнесу всё “до лампочки” за исключение финансовой выгоды…