ЦАГИ разрабатывает концепт перспективного самолета

Исследования по формированию облика самолетов следующего поколения — одна из ключевых задач, стоящих перед учеными Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

В рамках госконтракта с Минпромторгом России специалисты института разработали концепт перспективного гражданского воздушного судна увеличенной дальности и скорости полета. Летательный аппарат может быть использован для пассажирских и иных перевозок на расстояния до 9 тыс. км.

В интересах поисковых исследований в ЦАГИ была спроектирована тематическая модель с типовым фюзеляжем круглого сечения. На ней будут испытываться различные варианты крыльев. На первом этапе испытывались два вида крыльев: первое со стреловидностью 30°, рассчитанное на крейсерское число М = 0,83–0,84, второе — с чуть большей стреловидностью — на крейсерское число М = 0,84–0,85.

«В настоящее время во всем мире возрастает интерес к новым самолетам умеренной пассажировместимости (200–250 мест), способным преодолевать расстояния свыше 8 тысяч километров и долетать из Европы до восточного побережья США. Естественно, и в нашей стране с ее огромными территориями такая машина будет востребована. За счет новых методов проектирования возможно значительное улучшение аэродинамических характеристик по сравнению с самолетами предыдущего поколения. А если учесть прогресс в области материалов и двигателей, то получается, что расход топлива можно снизить на 30–35 процентов», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Анатолий Болсуновский.

Эксперименты, прошедшие в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ, подтвердили предварительные расчетные оценки. Это позволяет рекомендовать спроектированную компоновку для дальнейших проработок в отечественных конструкторских бюро.

Справочно >> Трансзвуковая аэродинамическая труба Т‑112 — около- и сверхзвуковая труба периодического действия эжекторного типа с полузамкнутым контуром и закрытой рабочей частью. АДТ оборудована тремя сменными соплами, обеспечивающими получение заданных значений чисел Маха.

При работе трубы в диапазоне чисел М от 0,6 до 1,25 и при М = 1,53 применяются перфорированные стенки рабочей части. В зависимости от типа испытываемых моделей применяется двусторонняя (верхние и нижние панели) и четырехсторонняя (верхние, нижние и боковые панели) перфорация.
Скорость потока в диапазоне чисел М = 0,6…1,25 регулируется створками, установленными в конце рабочей части…