Неуловимый китайский истребитель J-15T

Недавно в сети появилось видео с китайскими истребителями, два из которых определили как Shenyang J-15T. Эта модель является усовершенствованной версией J-15, которая базируется на прототипе Су-33, поэтому между ними можно заметить некоторое сходство. Были случаи, когда их называли клонами.

Недавно опубликованное видео впервые дает четкое и близкое представление о будущем китайском многоцелевом истребителе Shenyang J-15T, который является производным от российского Су-33 Flanker-D . В отличие от предыдущих китайских вариантов авианосца Flanker, этот имеет важные модификации, необходимые для работы с его будущими носителями с катапультами .

Китайцы объявили о разработке электромагнитной катапульты
Предприятия китайского оборонно-промышленного комплекса разработали электромагнитную катапульту, устройство, с помощью которого с перспективных авианосцев будут запускаться истребители.
Для справки:
Об этом, как пишет China Daily, заявил руководитель консультационной комиссии ВМС Китая контр-адмирал Инь Чжо. По его словам, устройство уже прошло программу испытаний, включая запуски боевых самолетов.

Электромагнитная катапульта представляет собой устройство, в котором тележка разгоняется с помощью электромагнитных сил. Тележка — металлическая конструкция, движущаяся по направляющим, — зацепляется за переднюю стойку шасси запускаемого самолета и разгоняет его. При этом катапульта потребляет много энергии и нуждается в мощном и надежном источнике питания.

К преимуществам электромагнитной катапульты разработчики относят малый занимаемый устройством объем, что позволяет освободить дополнительное место на корабле. Кроме того, мощность электромагнитной катапульты можно регулировать, что важно при запуске с одного и того же корабля легких и тяжелых самолетов.

По словам Чжо, новая электромагнитная катапульта уже произвела несколько тысяч испытательных запусков тяжелых палубных истребителей J-15. Контр-адмирал также отметил, что создание электромагнитного устройства стало возможно благодаря разработке мощного источника питания для него. Какие-либо подробности о катапульте или источнике питания представитель ВМС Китая не привел.

По неподтвержденным данным, Китай занимается разработкой собственной электромагнитной катапульты с конца 1990-х годов. С 2002 года в стране велось строительство наземного испытательного комплекса с опытной электромагнитной катапультой; оно завершилось в 2014 году. Ранее было известно, что оно испытывалось «мертвым грузом», а достоверной информации о запусках самолетов не появлялось.

Длина китайской катапульты составляет около 120 метров при длине электромагнитных направляющих около ста метров. Лабораторный прототип китайской электромагнитной катапульты был построен в масштабе 1 к 1 в 2008 году. Где именно расположен комплекс, не раскрывается. Электромагнитной катапультой планируется оснастить перспективный китайский атомный авианосец, разработка которого уже ведется.

Источник: Фото: The Drive

До сих пор было известно о существовании только одного прототипа J-15T, но ходили слухи, что был построен второй. Вероятно, он и попал на видео, пишет The Drive. Сам ролик с истребителями был довольно быстро удален, но в интернете до сих пор можно найти кадры из него.

Две модели J-15T от более ранней версии, J-15, можно отличить по усиленной передней стойке шасси и специальной планке для запуска с помощью электромагнитной катапульты. О ее разработке в Китае стало известно в 2017 году.

Кроме того, на скриншотах самолеты отличаются по цвету: J-15T представлены в сером варианте и частично покрыты камуфляжным брезентом, а желтоватая краска на J-15 выглядит сильно изношенной.

На фото показаны три J-15, один из которых покрыт камуфляжем J-15T. Фото: The Drive​

В ролике также было указано, что один из самолетов сняли с летных испытаний и тренировок, но понять, какой из представленных имели в виду, нельзя. Скорее всего, речь шла о J-15.

Видео появилось на китайской платформе социальных сетей Weibo примерно 17 ноября 2020 года, после чего было довольно быстро удалено и было привлечено более широким вниманием Андреаса Руппрехта, эксперта по китайской военной авиакосмической отрасли и друга The War Zone, который написал в Твиттере  как  @RupprechtDeino .

По теме:

Несмотря на то , что первые модели J-20A были жемчужиной  китайской истребительной авиатехники , все они были оснащены российскими двигателями АЛ-31. В демонстраторах J-20A использовались двигатели АЛ-31ФН, но опытные образцы и низкоскоростные версии начального производства (LRIP) перешли на улучшенные АЛ-31ФН серии 3 с тягой 137 кН (30 800 фунтов). Это была модифицированная версия АЛ-31, ставшая результатом совместного проекта Китая и российского «Салюта».

Китай изо всех сил пытается производить качественные отечественные реактивные двигатели для своих истребителей, несмотря на тесные связи с российской промышленностью. Им не хватало тяги и надежности. Китайские инженеры смогли искусно воссоздать или перепроектировать определенные технологии, но им не хватает опыта и корпоративных  ноу-хау, когда дело доходит до сопоставления с высокопроизводительными реактивными двигателями их коллег. 

Компания Xi’an Aircraft Company, которая производит самые известные крупные самолеты Китая, помимо прочего, имеет свой основной завод, расположенный на обширной авиабазе Янлян, где также находится Китайское летно-испытательное учреждение, а также академические учреждения, которые занимаются проектированием самолетов. Помимо того, что эта установка является стратегической производственной линией для аэрокосмической промышленности Китая, она поддерживает испытания подавляющего большинства самолетов в стойле Народно-освободительной армии и выполняет работы по интеграции авионики и других систем для этих самолетов. В последнее время Сиань строит в Китае флот авиалайнеров, которые могут помочь воплотить в жизнь его геополитические устремления за рубежом, а также предоставляет обновленные бомбардировщики дальнего действия для поддержки его формирующейся военной стратегии противодействия доступу[…] Далее: