Проект применения автопилота с искусственным интеллектом

ИНТЕРФАКС –Возможности применения автопилота с искусственным интеллектом изучат на базе вертолета Ка-226, следует из материалов госзакупок.

Конструкторское бюро «Вертолетов России» заказало проведение исследования возможностей применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в бортовом радиоэлектронном оборудовании вертолета, говорится в документах на официальном портале госзакупок.

Там указано, что исследования будут проводиться в 2021-2022 годах, их стоимость – порядка 24 млн рублей. Исполнитель работ уже определен, но не раскрывается.

Изучать искусственный интеллект будут на базе легкого многоцелевого вертолета Ка-226, говорится в материалах.

Справочно>> Под искусственным интеллектом (ИИ; англ. artificial intelligence, AI) обычно понимают способность машин выполнять интеллектуальные функции человека, самостоятельно находить способы решения задач, делать выводы и принимать решения без использования программного обеспечения с подробными инструкциями…

Согласно документации, целью работ является определение возможности и эффективности использования искусственного интеллекта в системе управления вертолета в процессе автономного полета и выбор оптимальной программной архитектуры системы управления с ИИ.

В частности, искусственный интеллект должен распознавать объекты и препятствия во время полета и предотвращать столкновения с ними, подавая на систему управления “те же управляющие воздействия, что и человек”, а также самостоятельно выстраивать траекторию полета по заданному маршруту с учетом изменяющейся обстановки – погодных условий, движения других воздушных судов и тд, сказано в техзадании.

Интерфакс отмечает, что результатом научно-исследовательских работ (НИР) должно стать создание автопилота с искусственным интеллектом и программного обеспечения на мобильных устройствах для задания сценариев полета.

Результатом научно-исследовательских работ (НИР) должно стать создание автопилота с искусственным интеллектом и программного обеспечения на мобильных устройствах для задания сценариев полета.

По теме:

Перспективы внедрения искусственного интеллекта в авиацию

Создание кибернетических систем способных выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, инициировало значительный рост производительности во многих отраслях. Не стала исключением и авиация. Воздушное сообщение ещё не приобрело полную автоматизацию, но ведущие авиакомпании и производители самолётов уже инвестируют в искусственный интеллект.

По теме подробнее:

Эта статья рассказывает о возможностях, которые открывает перед гражданской и транспортной авиации внедрение ИИ. Больше статей о грузовых авиаперевозках и авиации – в блоге Oleg Sergeev.

Перспективы внедрения в авиацию систем, управляемых искусственным интеллектом, поистине захватывают. Они относятся к повышению качества подготовки пилотов, уменьшению профессиональных рисков лётчиков и расширению функций автопилота.

Все эти возможности могут значительно удешевить грузовые и пассажирские перевозки, увеличить их объём, повысить безопасность перелётов. Огромные надежды на удешевление авиаперевозок возлагаются на беспилотные системы (БВС).

Снижение нагрузок на авиаторов

Искусственный интеллект будет способен оказать помощь пилотам в управлении воздушным судном. Управление самолётом голосовыми командами и прогнозирование полётной ситуации способно повысить комфорт пилотирования и ускорить выполнение команд.

Не менее интересной разработкой является робот Alias. Установленный на месте второго пилота, он контролирует данные с приборной панели при помощи нескольких видеокамер. Механический манипулятор, реагируя на обстановку, управляет рулевой колонкой и дроссельной заслонкой. Такие системы в будущем могут сократить количество членов экипажа. Первый пилот останется на борту руководителем, а выполнять все процедуры от взлёта до посадки будет Alias.

Увеличение возможностей автопилота

При полётах на современных самолётах, оборудованных компьютерами, на долю лётчиков приходится 90% выполняемой работы. Современный софт предусматривает возможность изменить это соотношение.

Система посадки Garmin Electronic Stability and Protection (ESP) контролирует состояние самолёта, функционируя независимо от автопилота, и применяет управляющее воздействие для обеспечения стабильного полёта всякий раз, когда отклонения по тангажу или крену превышают рекомендуемые пределы. ESP также может распознавать, приближение к пониженной или повышенной скорости, например, срыв потока или недопустимо крутое снижение, и вносит соответствующие корректировки в органы управления.

Иллюстрация работы система посадки Garmin Electronic Stability and Protection (ESP)

Также ESP может показать пилоту ближайший аэропорт или сообщить о погодных условиях.

Прогноз возможностей

Перспективы внедрения ИИ в авиационную отрасль огромны. Разработки, использующие искусственный интеллект, уже значительно облегчают авиаперелёты. Препятствиями на пути внедрения новой технологии стали два фактора.

Для получения разрешения на внедрение в авиационную отрасль систем с искусственным интеллектом, таких как автопилоты и беспилотные воздушные суда, в целях необходим длительный цикл испытаний.

Быстрое внедрение беспилотных средств невозможно, по причине отсутствия юридической базы. На данный момент во всем мире ведётся подготовка законодательных актов, регламентирующих правила производства и движения БВС. В России предполагается поэтапное внедрение беспилотников.

В интервью изданию Aviation Explorer руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько рассказал 21 марта 2021 года, что работа по совершенствованию законодательства и устранения административных барьеров уже ведётся.

«Правительством РФ утверждена соответствующая “дорожная карта” Национальной технологической инициативы по направлению “Аэронет“. В ней содержится перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, их совершенствование позволит обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в т. ч. законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных ВС», – сказал глава Росавиации.

По его словам, до 2023 года будут разработаны законы, упрощающие процедуру использования воздушного пространства, а к 2027 году будут разработаны технологии наземного обеспечения полётов БВС.

Заключение

Разработчики системы уверены, что в эпоху автоматизации полетов их продукт будет очень востребован…

Если авиация только начинает пользоваться полным автопилотом, то советский «Буран» уже занесён в книгу рекордов Гиннесса, как единственный космический корабль, который во время полёта и посадки управлялся исключительно бортовым компьютером. Это произошло в 1988 году.

Статус программ и проектов «Вертолёты России»