Вертолет Ка-52М получил систему мониторинга состояния

Российский вертолет Ка-52М получил систему мониторинга состояния конструкции. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Научно-инновационного центра (НИЦ) Института развития исследований, разработок и трансферта технологий (ИРТ) Николай Львов.

«Мы сделали систему для лопастей на летающей лаборатории вертолета Ми-24. Затем сделали уже системы более продвинутого поколения для композитных конструкций крыла перспективного военного самолета. В настоящее время мы уже завершили государственные испытания системы, являющейся составной частью вертолета типа Ка-52М», — сказал руководитель.

По его словам, в настоящее время система «серийно поставляется и устанавливается на всех модернизированных машинах, входит в базовую комплектацию».

Львов добавил, что получаемая с вертолетов информация содержит сведения о работоспособности основных конструктивных элементов Ка-52М. Соответствующие данные хранятся на электронном бортовом накопителе, с которым впоследствии работает техник.

В октябре ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что модернизированный разведывательно-ударный вертолет Ка-52М получит новый прицельный комплекс, который расширит возможности машины.

В сентябре источник агентства рассказал, что модернизированный Ка-52М получил композитные лопасти с нагревательным элементом.

Вертолет Ка-52 стал первой машиной, также системой планируется оснащать вертолеты Ми-8 и Ми-26. “Сейчас у нас готовятся сертификационные полеты на гражданских Ми-17 для того, чтобы уже сертифицировать систему на этой машине и оснащать ей гражданские вертолеты”, – отметил глава компании.

Как заявил ТАСС научный руководитель компании-разработчика НИЦ “ИРТ” Владимир Каргопольцев, мониторинг состояния машин в режиме реального времени позволит поменять представление о регламенте техобслуживания летательных аппаратов. Сейчас при планировании техобслуживания не учитывается то, как эксплуатировались вертолеты и самолеты в течение года: выполняли боевые задания или рутинные полеты.

“Детальное знание предыстории эксплуатации аппарата позволяет рационально построить процесс технического обслуживания, определить сроки его проведения и содержание, оптимизировать логистические процессы и операции, предполагаемая экономия <…> может составить не менее 30%”, – отметил Владимир Каргопольцев.

По его словам, сбор информации о техническом состоянии летательных аппаратов позволит заранее знать, что через какое-то время нужно будет менять определенные узлы и агрегаты, заранее их заказать и снизить время и расходы на обслуживание машин. “Здесь мы переходим от нормированного технического обслуживания, к обслуживанию по состоянию. Это совершенно новая эра в эксплуатации авиационной техники и ее разработки”, – отметил ученый.

Система мониторинга представляет собой набор миниатюрных датчиков различной физической природы (датчики акустической эмиссии, деформации, температуры, коррозии и др.), которые установлены в конструкции авиатехники и ведут комплексное измерение различных параметров их состояния. Полученная информация обрабатывается с помощью специально созданного программного комплекса и в доступной форме выводится на ноутбук авиационного техника. Система фиксирует начало появления дефектов в конструкции, их развитие, появление трещин и информирует о возможном нарушении целостности конструкций.