Итальянские “корни” проекта ПАК ВТА

Минобороны России определило тактико-технические требования к будущей авиационной системе ПАК ВТА (перспективный авиационный комплекс военно-транспортной авиации) «Слон» военно-транспортного назначения. Но как будет выглядеть данное изделие?

Два концепта

В это попыталось разобраться итальянское издание Analisi Difesa. С его слов, ПАО «Ильюшин» отвечает за реализацию перспективного проекта. Согласно появившейся информации, предварительный проект ПАК ВТА должен быть готов к концу текущего года: с тем расчетом, чтобы начать НИОКР уже в 2021 году.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 240px-%D0%A0%D0%9B_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8.jpg
Роберт Бартини

«Ильюшин» уже потратил около 250 млн руб. на определение параметров нового изделия и создание эскизного проекта. Однако при реализации технического задания, выданного военным ведомством, необходимо учесть предыдущие НИОКР, выполненные конструкторским бюро транспортной авиации; принять во внимание результаты опытно-конструкторских работ, связанных с созданием транспортного самолета М-60 и топливозаправщика Ил-78М-90А, а также разработки, полученные при модернизации Ан-124-100М.

Со слов издания, особый интерес представляет М-60 – концепция семейства пассажирских и грузовых самолётов, разработанная в конце 1980-х годов ОКБ Мясищева. Показанный в виде макетов на МАКС-2017, а также на авиакосмической выставке в Ле Бурже в том же году, М-60 имеет восьмигранный несущий фюзеляж овальной формы с плоским, большим удлинением; V-образное оперение и двигатели, расположенные сзади.

Модификация, известная как М-60ВТ имеет более традиционную конструкцию, обладая двойным вертикальным оперением и силовым блоком под крыльями (четыре двигателя НК-93 с тягой 18000 кгс или ПС-90 по 16000 кгс каждый).

М-60 2017 года. По теме: Статус программы ПАК ВТА

Итальянские «корни»

Эти проекты, похоже, были вдохновлены исследованиями, проведенными в 1940-х годах итальянским инженером Роберто Бартини, который прошёл натурализацию в СССР. Он работал над транспортным самолетом, известным как Т-117, который оснащался таким же фюзеляжем– полагает Analisi Difesa.

Для справки:

Роберт Бартини: самый загадочный советский авиаконструктор, “непонятый гений советской авиации”. 

«Мы должны идти сознательно на технический риск, так как наша задача – не только строить хорошие самолеты, но строить их лучшими, чем самолеты наших врагов, этот риск необходим, если мы ставим себе задачей перегнать технику капиталистических стран» Р. Л. Бартини.

Среди создателей авиационной техники нашей Родины Роберт Людвигович Бартини занимает особое место. Он приехал в нашу страну из Италии в 1920-е годы, чтобы участвовать в становлении авиапромышленности молодого советского государства, чтобы, как он говорил, «красные самолеты летали быстрее черных»[…]

Почти аналогичное исследование было проведено в начале 1990-х годов компанией Airbus для самолета примерно на 600 мест под обозначением UHCA (Самолет сверхвысокой вместимости). В этом проекте предусматривалась горизонтальная восьмиугольная конструкция фюзеляжа, что позволяло устанавливать 5-6 рядов сидений.

Для справки:

В середине 1988 группа инженеров Аэробуса во главе с Джин Роедер начала работу в тайне на разработке авиалайнера ультравысокой производительности (UHCA), и чтобы закончить его собственный диапазон продуктов и сломать господство, которым Boeing обладал в этом сегменте рынка с начала 1970-х с его 747. Роедер дали одобрение для дальнейших оценок UHCA после формального представления президенту и генеральному директору в июне 1990.
О мегапроекте объявили в 1990 Авиашоу Фарнборо с установленной целью на 15% более низких эксплуатационных расходов, чем 747-400. Аэробус организовал четыре команды проектировщиков, один от каждого из его партнеров (Aérospatiale, Бритиш Аэроспейс, Deutsche Aerospace AG, CASA), чтобы предложить новые технологии для его будущих конструкций самолетов.
Проекты были представлены в 1992, и самые конкурентоспособные проекты использовались. В июне 1994 Аэробус объявил о своем плане разработать его собственный очень большой авиалайнер, определял A3XX и на выходе появились семейства Аэробусов: А-340/A340-200/300/500/600; А-350/380 […]

В общем работы над самолётом «Слон» могут вестись именно в этом направлении, полагает издание. При этом ряд экспертов считает, что данный подход является рискованным. На это указывает и опыт работы ЦАГИ, который ориентируется на традиционную компоновку.