Центр компетенций (ЦК) “Лопатки турбины”, открывшийся 6 декабря на площадке рыбинского “ОДК-Сатурн”, стал одним из крупнейших среди 25 ЦК, над созданием которых работает “Объединенная двигателестроительная корпорация“. По мнению руководства корпорации, трансформация индустриальной модели и создание подобных центров – основной способ достижения конкурентоспособности российской авиатехники, и поставка турбинных лопаток из Рыбинска в адрес инозаказчика – компании Safran Aircraft Engines – подтверждает этот тезис.
Организация нового центра компетенций для “Объединенной двигателестроительной корпорации” стала одним из 25 проектов создания ЦК в рамках трансформации индустриальной модели. Решение о строительстве корпуса, в котором были бы сосредоточены технологические процессы, связанные с точным жаропрочным литьём и последующей механообработкой, принято ещё в начале десятилетия, тогда же было предусмотрено его финансирование в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. Проектирование началось в 2012 году. Что же касается оборудования, почти 70% которого закуплено у иностранных производителей, его поставки шли с отставанием от первоначального графика. Впрочем, несмотря на все проблемы, шаг за шагом цех удалось укомплектовать самыми современными печами, установками, робототехническими комплексами и станками, которых сейчас смонтировано свыше 180 единиц. Процессы изготовления литейных форм и стержней, запрессовки моделей, плавки и заливки металла, термообработки и контроля получаемой продукции осуществляются либо с использованием оборудования с числовым программным управлением, либо на автоматизированных линиях. Следующим этапом станет роботизация производства.
Одним из ключевых является плавильный участок, оборудование которого спроектировано и изготовлено российскими предприятиями: Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов и компанией “Электромеханика“. Установленные печи не только обеспечивают необходимые температурные поля с высокой точностью, но и дают возможность производить плавку при температуре 1800 град. Цельсия, что позволит работать с новым поколением жаропрочных сплавов.
Объём инвестиций первый заместитель генерального директора Госкорпорации “Ростех” Владимир Артяков оценил в более чем 3 млрд рублей. При этом 2,25 млрд рублей – собственные и привлечённые средства предприятия, направленные на закупку оборудования. Бюджетные инвестиции позволили выполнить строительно-монтажные работы. В свою очередь индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации “Ростех” Анатолий Сердюков отметил, что срок окупаемости проекта составляет порядка 7-8 лет.
Литьё в керамические формы по выплавляемым моделям позволяет получить турбинные лопатки с готовой проточной частью, традиционные техпроцессы шлифовки и ручной полировки более не требуются. Благодаря высочайшей точности геометрические размеры выдерживаются с допусками до 0,05 мм. Кроме того, в силу особенностей технологического процесса удалось значительно сократить норму расхода жаропрочного сплава на одну годную монокристаллическую отливку, за счёт увеличения количества заливаемых в блоке лопаток на 40% сократились трудозатраты. Следствием этого стало снижение себестоимости лопатки на 35%. В то же время повысилась производительность оборудования, что в итоге обеспечит увеличение выработки на одного работающего не менее чем на 60%. Читать далее :
ОДК обсудили передовые технологии двигателестроения
Предприятие «ОДК–Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации на Международном технологическом форуме в Рыбинске определили фронтирные задачи, которые необходимо решить для создания новых […]
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям
На базе предприятий научно-производственного комплекса «Пермские моторы» – «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы» прошло выездное совещание Росавиации. В ходе мероприятия под […]
Столетие «ОДК-УМПО» отметят на федеральном уровне
Одно из крупнейших двигателестроительных предприятий, уфимское «ОДК-УМПО» в 2025 году отметит свой 100-летний юбилей. Указ о проведении праздничных мероприятий на […]
ПС-90А – новые технологии и постоянное совершенствование
Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель ПС-90А за счёт постоянных усовершенствований является надёжным и востребованным, это единственный отечественный двигатель четвёртого поколения, который […]
Cуперкомпьютер для цифровых двойников авиадвигателей
Объединенная двигателестроительная корпорация создала высокопроизводительный вычислительный комплекс, предназначенный для проведения сложных инженерных расчетов. Суперкомпьютер, который способен выполнять 219 триллионов операций […]