Обновлено 28 октября 2024 года |
---|
28.10.2024 года. Образец авиадвигателя – демонстратора ПД-35 прошел первый этап испытаний… |
14.10.2024 года. Композитный воздухозаборник для двигателя ПД-35 пройдёт испытания в составе ПД-14… |
02.12.2023 года. Александр Иноземцев рассказал о сроках начала испытаний двигателя ПД-35.. |
02.12.2022 года. А. Иноземцев: проект ПД-35 не прекращается, он сдвигается на пару лет… |
27.10.2022 года. ОДК провела презентацию двигателя ПД-35… |
12.10.2021 года. Начались испытания демонстратора газогенератора двигателя ПД-35 15 сентября 2021 года в пермском АО «ОДК-Авиадвигатель» завершена сборка демонстрационного газогенератора двигателя ПД-35. Газогенератор был установлен на закрытом испытательном стенде и проходит испытания в условиях стандартной атмосферы в соответствии с утвержденной программой. Об этом сообщили в пресс-службе Объединённой двигателестроительной корпорации. 1 октября 2021 года произведён выход на режим малого газа, обеспечена стабильная работа узлов и систем газогенератора…далее: |
17.10.2021 года. Строительство испытательного комплекса двигателей ПД-35 Пермское предприятие «ОДК-Авиадвигатель» проводит тендер по созданию технологии и рабочей конструкторской документации в рамках проекта «Реконструкция сборочно-испытательного производства для изготовления опытной партии двигателей ПД-35». Результатом работы должны стать пояснительная записка и 3D-модель цеха. Стоимость работ оценена в 172 млн рублей...далее: |
19.04.2021 года. ОДК испытает газогенератор двигателя ПД-35 в сентябре 2021 года ОДК-Пермские моторы» и «ОДК-Авиадвигатель» запланировали в сентябре 2021 года провести испытания газогенератора двигателя ПД-35, сообщается в Телеграм-канале авиасалона МАКС со ссылкой на Управляющего директора – генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» Александра Иноземцева. «В этом году мы соберем и в сентябре 2021г. испытаем газогенератор ПД-35. Это “сердце” двигателя, это 70% технических и технологических проблем, которые можно обнаружить во время испытаний», сказал он. В дальнейшем на базе ПД-35 планируется создать семейство авиадвигателей различной тяги вплоть до 50 тонн. Сертификация первого российского авиадвигателя большой тяги запланирована на 2025 год... |
16.03.2021 года. Объявлен тендер на разработку и поставку датчиков температуры газа для двигателя ПД-35 АО «ОДК-Авиадвигатель» объявило о проведении процедуры закупки в открытой форме на право заключить договор на разработку термоэлектрических датчиков температуры газа для двигателя ПД-35. Соответствующая конкурсная документация размещена на сайте РосТендер.инфо. Согласно техническому заданию, все работы по разработке датчиков, согласованию КД и поставке комплекта датчиков в количестве 12 штук для двигателя-демонстратора технологий ДДТ-35 должны быть завершены с даты заключения договора и до 15 октября 2021 года. Датчики должны обеспечить диапазон измерения температуры от минус 60° до плюс 1200°С, кратковременный (в течение не более 15 минут) заброс температуры от плюс 1000 до плюс 1200°С не более 10 часов за ресурс датчика. Рабочий диапазон измерения температуры: от 0 до плюс 1000°С. На этапе разработки наработка на отказ каждого датчика, приводящая к неисправности двигателя, должна быть не менее 1 млн часов и не менее 2 млн часов на этапе эксплуатации. Датчики должны быть взаимозаменяемыми. Восстановление работоспособности двигателя обеспечивается заменой неисправного датчика. Время замены одного датчика не должно превышать 15 минут при выполнении работ квалифицированным персоналом с применением штатного инструмента…далее: |
5.02.2021 года. Для авиадвигателя ПД-35 разрабатываются 18 критических технологий Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по двигателю ПД-35 ведётся с 2016 года, сейчас завершается стадия НИР. Головная организация – “ОДК-Авиадвигатель” и Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова – одни из основных соисполнителей программы. О том, в каком состоянии находятся работы по ПД-35 рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. “Особенностью является то, что при разработке ПД-35 все технические решения по двигателю будут приниматься исходя из обеспечения минимальной стоимости жизненного цикла. То есть целью при разработке будет не только достижение технических характеристик (в первую очередь топливной эффективности и ресурса), как в предыдущих поколениях двигателей, или сочетание характеристик и цены, как было сделано для ПД-14, но и полные затраты на жизненный цикл, включая и цену, и стоимость обслуживания, и топливную эффективность”, – сказал Михаил Гордин. По его словам, уже сформировано понимание облика ПД-35, ведется разработка 18 критических технологий, это: высокоэффективный компрессор высокого давления, система управления двигателем, мотогондолы, малоэмиссионная камера сгорания, новые технологии изготовления деталей и др. “В ближайшее время на испытания в “ОДК-Авиадвигатель” должен встать газогенератор – сердце двигателя, в наступившем году ждем его у нас на стендах”, – пояснил гендиректор ЦИАМ…далее: |
21.01.2021 года. ОДК прорабатывает два техпроцесса изготовления из ПКМ деталей для двигателя ПД-35 Для двигателя большой мощности ПД-35 Объединённая двигателестроительная корпорация изготавливает из полимерных композиционных материалов широкохордные рабочие лопатки вентилятора с использованием препрегов и технологии 3D-ткачества. Чтобы двигатель ПД-35 соответствовал требованиям времени по топливной эффективности и был привлекательным для установки на российско-китайский широкофюзеляжный лайнер CR929 и, вероятно, на Ил-96-400М в двухдвигательном варианте, применение ПКМ в составе лопаток вентилятора – необходимое условие. Технология изготовления таких лопаток является критической и относится к наиболее перспективным направлениям исследований. Без её освоения обеспечить достижение целевых конкурентоспособных характеристик ПД-35 невозможно… далее: |
10.11.2020 года. ЦАГИ исследует методики для создания мотогондолы двигателя ПД-35 По заказу АО «ОДК-Авиадвигатель» в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского выполнен цикл экспериментальных исследований характеристик ламинарно-турбулентного перехода на проточной модели мотогондолы. Основная цель испытаний — подтверждение эффективности программного продукта, разработанного Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН (ИТПМ СО РАН) для создания мотогондолы с естественным ламинарным обтеканием для перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. Об этом сообщили в пресс-службе ЦАГИ[…] Далее: |
1 августа 2020 года. Лопатки вентилятора из российских композитов для двигателя ПД-35 прошли первый этап испытаний в составе ПД-14 27 июня 2020 года в Перми в составе двигателя ПД-14 прошел первый этап испытаний демонстратора вентилятора из российских полимерных композиционных материалов. 29 июля в ходе онлайн пресс-конференции, организованной ТАСС совместно с АО «ОДК» и АО «ОДК-Авиадвигатель» лопатки были продемонстрированы представителям СМИ. Они будут использоваться в двигателе большой мощности – ПД-35. Представители ОДК пояснили, что в прошлом месяце состоялись первые испытания, результатами которых не удалось поделиться сразу из-за пандемии[…] Источник подробнее: Лопатки вентилятора из композитов для ПД-35 |
30 июля 2020 года. Стали известны сроки начала летных испытаний двигателя ПД-35 Летные испытания авиадвигателя большой тяги ПД-35 планируется начать в 2025 году, сообщил генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев. “По сегодняшнему графику – в 2025 году”, – передает ТАСС ответ Иноземцева на вопрос о сроках начала летных испытания полноразмерного демонстратора двигателя. ПД-35 (перспективный двигатель тягой 35 тонн) – проект российского двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги (с тягой на взлете от 33 до 40 тонн). Общий объем инвестиций в проект ПД-35 составил 180 млрд рублей. Головной разработчик – “ОДК-Авиадвигатель”, головной изготовитель – АО “ОДК-Пермские моторы”. Предполагается, что двигатель будет устанавливаться на российско-китайский самолет CR929 и на Ил-96-400М. Напомним, в августе 2019 года Иноземцев рассказал, что создание перспективного авиационного двигателя ПД-35 обойдется в 3 млрд долларов. Источник: Для двигателя ПД-35 разработана композитная лопатка вентилятор Объединенная двигателестроительная корпорация в рамках проекта создания авиадвигателя большой мощности разработала композитную лопатку вентилятора, сообщил заместитель генерального директора ОДК Валерий Гейкин, возглавляющий направление «Технологии двигателестроения». Серийное производство лопаток будет налажено на заводе «ОДК-Сатурн», сообщили в пресс-службе ГК Ростех. По его словам, достижение заданных параметров двигателя ПД-35 требует разработки порядка 18 критических технологий, среди которых одна из ключевых – лопатка вентилятора из композитов. В то же время генеральный конструктор предприятия «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев уточнил, что переход от цельной титановой к полой титановой лопатке позволил сократить массу узла на 30%, а использование композитной лопатки даст экономию массы еще на 30%. «Мы совместно с институтами создали конструкцию, технологию такой лопатки и изготовили первые опытные комплекты, провели необходимый объем испытаний, что позволило нам собрать двигатель с этими лопатками и начать стендовые испытания», – приводит слова Александра Иноземцева ТАСС. Двухконтурный турбореактивный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 предназначен для установки на перспективные широкофюзеляжные самолеты. В частности, им планируется оснащать китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 и Ил-96-400М. Источник: |
25 мая 2020 года. Перспективный Двигатель ПД-35. Новый испытательный комплекс, технологии, планы На территории «ОДК-Пермские моторы» приступят к строительству испытательного комплекса. Одним из первых силовых агрегатов, который будет на нем протестирован, станет перспективный авиадвигатель ПД-35. Двигатель такой размерности и с такими характеристиками испытывать пока негде – в истории СССР и России подобный испытательный комплекс строится впервые. Будет возведено порядка 40 тыс. кв. м производственных, административно-бытовых и инженерных площадей и установлено самое современное оборудование. В составе комплекса появятся корпус окончательной сборки и подготовки двигателей к испытаниям, логистический центр, различные вспомогательные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Также будут созданы стенды для испытания узлов двигателя: компрессоров высокого давления, компрессоров низкого давления, камер сгорания. Инфраструктура комплекса будет обладать потенциалом для проведения испытаний двигателей с тягой в 50 тонн. Напомним, что проект ПД-35 подразумевает создание двухконтурного турбовентиляторного авиадвигателя большой тяги. Предполагается, что помимо Ил-96, агрегат может быть установлен на дальнемагистральный CR929, разрабатываемый Россией и Китаем. Источник подробнее: |
25 ноября 2019 года. «Технодинамика» разработала компоненты двигателя ПД-35… «Электропривод» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех начало разработку компонентов системы управления двигателем тягой 35 тонн (ПД-35) для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта. Представленные специалистами “Технодинамики” технические решения планируется …далее: |
6 ноября 2019 года. В ЦАГИ изготовлена аэродинамическая модель большегрузного транспортного самолета «Слон» … взлетно-посадочной полосы — три километра. «Слон» проектируется под российские перспективные двухконтурные турбовентиляторные двигатели ПД-35. Работа выполняется по госконтракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках НИР «Магистраль-технологии»…. |
Двигатель ПД-14. Технология прямого лазерного выращивания крупногабаритных авиационных изделий … собственной разработки. Полученный опыт позволит также использовать разработанные технологии и при проектировании и изготовлении двигателя ПД-35 Российские ученые использовали аддитивную технологию для создания внешнего кольца двигателя ПД-14. Первый экспериментальный образец … |
6 сентября 2019 года. ОДК рассказала о разработке малоэмиссионных камер сгорания российских авиадвигателей … также отметили высокую актуальность и важность работ по созданию малоэмиссионной камеры сгорания перспективного авиационного двигателя ПД-35 большой тяги. В ходе докладов были обнародованы и результаты научных исследований по созданию малоэмиссионных камер сгорания для газотурбинных … |
21 сентября 2019 года. Программа ПД-35 предполагает разработку и освоение целого ряда перспективных материалов и технологий В Объединенной двигателестроительной корпорации рассказали о планах выпуска двигателей ПД-35 Объединенная двигателестроительная корпорация заинтересована в участии в проекте широкофюзеляжного российско-китайского самолета … |
14 сентября 2019года. Ростех внедряет технологию VR в российском двигателестроении … двойники» используются, в частности, при проектировании, производстве, эксплуатации двигателей SaM146, ПД-14, перспективного двигателя большой тяги ПД-35, морских газотурбинных двигателей, двигателя для Су-57. Использование технологии VR решает вопросы визуализации данных, получаемых при … |
9 сентября 2019года. Требования для применения ПД-35 на двухмоторном Ил-96 согласуют в 2021 году … “Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех) Юрий Шмотин Технические требования на применение двигателя типа ПД-35 на двухмоторном Ил-96, вероятно, будут согласованы в 2020-2021 годах, заявил в интервью РИА Новости заместитель генерального директора – генеральный … |
6 сентября 2019 года. Анатолий Сердюков: авиастроение ждет масштабная реформа … успешных проектов в формате частно-государственного партнерства. — Александр Иноземцев сообщал, что на базе газогенератора перспективного ПД-35 планируется создать двигатель для Ан-124 “Руслан”. Когда такой двигатель будет создан? Как он будет называться? — О конкретных сроках … |
25 августа 2019 года. ВИАМ представит свои новейшие разработки на авиасалоне МАКС-2019 … экспозиции ВИАМ отведено деталям, изготовленным по технологии селективного лазерного сплавления для авиационных двигателей ПД-14, а также ПД-35 (дефлектор, сопло, тангенциальный завихритель), газотурбинных установок и жидкостного ракетного двигателя. Кроме того, на стенде института … |
08 декабря 2018 года. На создание авиадвигателя ПД-35 выделят 3 миллиарда долларов … проектируемого широкофюзеляжного самолета. Об этом сообщил управляющий директор, генеральный конструктор АО “ОДК-Авиадвигатель” Александр Иноземцев журналистам в пятницу Государство выделяет 3 млрд долларов на создание авиадвигателя большой тяги ПД-35 для проектируемого широкофюзеляжного самолета. Об этом сообщил управляющий директор, генеральный конструктор АО “ОДК-Авиадвигатель”В “ОДК-Авиадвигателе” отмечали ранее, что “на базе двигателя ПД-35 планируется в дальнейшем создать семейство авиадвигателей различной тяги вплоть до тяги на взлете от 25 до 50 т” […] |
7 ноября 2018 года. Двигатель для лайнера CR929 будет разработан на базе ПД-35 … использован двигатель совместного российско-китайского производства. По словам В. Кладова, двигатель будет разработан на базе перспективного ПД-35 . Сегодня на авиасалоне был презентован полномасштабный макет CR929. Демонстрационная версия макета 1:1 включает в себя кабину экипажа и … |
1 октября 2018 года. Ростех построит первый в России испытательный комплекс для авиадвигателей большой тяги … Ростех) построит на базе АО «ОДК-Пермские моторы» первый в России комплекс для испытаний новых авиационных двигателей большой тяги, таких как ПД-35 Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) построит на базе АО «ОДК-Пермские моторы» первый в России … |
24 сентября 2018 года. В ожидании ПД-14: новейший испытательный стенд «Пермских моторов» … самом деле это только разминка перед куда как более глобальной задачей — испытаниями разрабатываемого в России двигателя большой тяги ПД-35. Никогда такой проект в России не реализовывался, и подобными технологиями обладают только две страны в мире. Двигатели такой размерности … |
7 июня 2018 года. Для возобновления производства Ан-124 “Руслан” существует одна техническая проблема – отсутствие необходимого двигателя … проблема — отсутствие необходимого двигателя тягой не менее 23 тонн”, — сказал О. Пантелеев. Он сообщил, что создаваемый в России двигатель ПД-35 может появиться лишь в следующем десятилетии. Тяга существующего двигателя ПС-90А составляет 16 тонн. Кроме того, существующую в Ульяновске … |
28 апреля 2018 года. Программа двигателя ПД-14: взгляд с Запада … сопоставима с точки зрения выручки – это двигатели для широкофюзеляжных самолетов большой дальности. Для них разрабатывается двигатель ПД-35 . Третья ниша – это турбовинтовые и турбореактивные двигатели мощностью 1500-3000 л.с. для региональных самолетов и вертолетов. Здесь будет … |
2 апреля 2018 года. Подготовка к серийному производству авиационных двигателей ПД-14 … при разработке двигателей большой тяги Впереди “ОДК-ПМ” ждёт реализация ещё более сложной задачи: освоение производства двигателя ПД-35. Это перспективный двигатель большой тяги, для разработки которого будет использоваться научно-технический задел, полученный при создании … |
25 марта 2018 года. ВИЛС принял участие в собрании Союза авиационного двигателестроения … созданию научно-технического задела для обеспечения уникальных характеристик материала крупногабаритных заготовок дисков двигателей ПД-35 . Также в числе значимых достижений освоение опытной технологии термической обработки крупногабаритных заготовок дисков с регламентированной … |
22 января 2018 года. Создаваемый двигатель ПД-35 станет базовым для перспективного авиакомплекса военно-транспортной авиации, считает Дмитрий Рогозин … тонн – “крайне важная для развития нашей авиации задача”, которая не была решена во времена СССР Перспективный сверхмощный двигатель ПД-35 станет основным для будущих российских военно-транспортных самолетов и позволит перейти на двухмоторную схему на крупных российских … |
17 декабря 2017 года. Михаил Гордин: Россия участвует в создании сверхзвукового самолета на водородном топливе … генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова Создание перспективного двигателя большой тяги ПД-35 будет профинансировано на несколько лет вперед, заявил президент России Владимир Путин. О том, какими двигателями оснастят самолеты … |
5 декабря 2017 года. Александр Иноземцев презентовал М. Соколову и М. Бабичу проекты ПД-14 и ПД-35 В рамках визита в Пермь министр транспорта РФ Максим Соколов и полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич посетили модернизированный закрытый испытательный стенд АО «ОДК-ПМ». Управляющий директор-генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев и управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов рассказали гостям о ходе реализации проектов ПД-14 и ПД-35.Управляющий директор-генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев представил гостям новейший двигатель для отечественного самолета МС-21: – Это один из двигателей, которые проходят ресурсные испытания. Еще два ПД-14 сейчас отправлены для прохождения очередного цикла испытаний в «ОДК-Сатурн» и в Научно-исследовательском центре ЦИАМ им. П.И. Баранова. В декабре третий двигатель уйдет в ЛИИ им. Громова для прохождения третьего этапа летных испытаний. В июне 2018 года на этом обновленном стенде будет испытан первый серийный ПД-14. В будущем году мы должны получить сертификат типа на ПД-14 и приступить к изготовлению партии двигателей, которые уже встанут на крыло самолета МС-21. В дальнейшем МС-21, который сегодня сертифицируется с американскими двигателями, выполнит полеты с ПД-14 и получит дополнение к сертификату типа. По нашим планам первый полет МС-21 с ПД-14 должен состояться в 2019 году. Кроме проекта ПД-14 А. Иноземцев презентовал проект создания ПД-35 и ход его реализации. По его словам, к 2025 году двигатель должен быть сертифицирован. Первый в России двигатель большой тяги будет полностью отечественным. По аналогии с проектом ПД-14, ПД-35 определен базовым для семейства двигателей тягой от 25 до 50 тонн. «Общая стоимость программы определена в 180 млрд рублей. Впервые в эту программу включена и стоимость капитального строительства. Если, создавая ПД-14, мы обошлись модернизацией существующей производственно-испытательной базы, то для ПД-35 нужно строить новые мощности: комплекс испытательных стендов, логистический и сборочный цеха», – отметил А. Иноземцев[…] Далее: |
14 ноября 2017 года. Россия начала разработку двигателя ПД-35 для широкофюзеляжных самолетов … для нового самолета Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к разработке гражданского двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, сообщил РИА Новости во вторник на авиасалоне в Дубае официальный … |
30 сентября 2017 года. ВИЛС разрабатывает суперсплав для перспективного авиадвигателя ПД-35 … институт легких сплавов» (ВИЛС ) совместно с коллегами из « ОДК-Авиадвигатель » ведет работы по программе создания семейства двигателей ПД-35 . Институт начал разработку инновационной технологии производства заготовок биметаллических турбинных дисков. Кроме того, ВИЛС проводит … |
21 сентября 2017 года. Ростех и китайская AECC CAE разработают двигатель для нового авиалайнера … сертифицированного по самым высоким международным стандартам». ОДК ранее приступила к разработке гражданского двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. В настоящее время идет формирование научно-технического задела … |
19 сентября 2017 года. ОДК покажет новейшие российские авиадвигатели в Пекине … путь и к их выводу на внешний рынок, в первую очередь, – на китайский. ОДК начала работу по созданию гражданского двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. В настоящее время по программе ПД-35 ведется разработка научно-технического … |
19 июня 2017 года. ОДК покажет в Ле Бурже новейшие гражданские авиадвигатели… класса. С использованием технологий, полученных в ходе реализации проекта ПД-14, ОДК ведет разработку гражданского двигателя большой тяги ПД-35 , который предназначен для применения на перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах. Другой экспонат ОДК в Ле Бурже … |
9 июня 2017 года. Двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 создадут за шесть лет Разработка двигателя ПД-35 тягой 35 тонн, которым намечается оснастить китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (известен под рабочим … |
1 июня 2017 года. Денис Мантуров: «Технологический уровень реального сектора – основа конкурентоспособности» … импортозамещения в двигателестроении: готовится к серийному производству авиадвигатель ПД-14, начато проектирование двигателя большой тяги ПД-35. (Добавим, что развивается и морское двигателестроение – например, недавно на НПО «Сатурн» запустили производство морских газотурбинных … |
8 января 2017 года. Андрей Богинский о стратегии развития авиапрома … лаборатории завершен, начался второй. Также началась реализация проекта создания двигателя большой тяги для широкофюзеляжных самолетов ПД-35. В области агрегатостроения и приборостроения мы ставим перед собой амбициозную задачу — содействие разработке КРЭТом, «Технодинамикой» … |
14 июля 2016 года. В России начали разработку двигателя ПД-35 ПД-35 – это перспективный гражданский двигатель большой тяги Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) России приступила к созданию … |
5 июля 2016 года. «Авиадвигатель» на XVIII международной конференции ICMAR 2016 … научно-технических, технологических, материаловедческих и других задач. Мы приступаем к реализации нового проекта – созданию двигателя ПД-35. Поэтому нам по-прежнему нужны творческая энергия, силы, знания и еще больше глубоких фундаментальных и прикладных научных исследований»…. |
Начало пути программы ПД-35… c конца 2012 года(с 2016г– проект с отработкой 18 критических технологий) |
Страницы: 1 2
Имею мнение:Если получится как задумано, то это будет значительный прорыв и задел на будущее в отечественном двигателестроении, есть надежда, что так оно и будет, а гражданское самолётостроение наверстает, если его окончательно не загубят”эффективные менеджеры”
Имеется мнение: надеюсь, что прорыв в двигателестроении позволит поднять отечественное самолётостроение с “колен и с протянутой рукой за зарубежными двигателями”…