ФПИ – вклад в развитие авиации

Обновлено 04 мая 2023 года
04.05.2023 года. Испытания разведывательного комплекса на базе циклолета запланированы на 2025 год
19.11.2022 года. Демонстратор технологий проекта «Партизан» представят на авиасалоне МАКС-2023
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - RPD150Tх352х198-1.jpgЭто изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04_18.jpg15.12.2021 года. ЦИАМ успешно завершил разработку технического проекта перспективного 150-сильного авиадвигателя
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») успешно завершил этап разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с.
Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. РПД-150Т представляет собой двухсекционный роторно-поршневой двигатель блочно-модульной конструкции с системой турбонаддува. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах...далее:
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - RPD150Tх352х198-1.jpg Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04_18.jpg11.10.2021 года. Роторно-поршневой двигатель РПД-150Т получит наноструктурированное покрытие
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) привлёк акционерное общество «Плакарт» Группы «РОСНАНО» к изготовлению, поставке изделий и оказанию услуг производственного характера при выполнении опытно-конструкторской работы (ОКР) по разработке авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т.
РПД-150Т, разрабатываемый ЦИАМ в рамках ОКР, представляет собой двухсекционный роторно-поршневой двигатель блочно-модульной конструкции с системой турбонаддува. «Плакарт» будет выполнять работы по нанесению покрытий на детали макетов и опытных образцов двигателя.
 
Разрабатываемый по заказу Минпромторга России, двигатель предназначен для замены поршневых моторов иностранного производства типа Rotax-912, -914, -915 для использования в составе силовых установок существующих и перспективных летательных аппаратов, в том числе беспилотных.
«Применение современных наноструктурированных покрытий, полученных методами газотермического напыления, позволит снизить стоимость эксплуатации за счет увеличения ресурса и уменьшения удельной массы разрабатываемого двигателя», – отметили в ЦИАМ…далее:
19.06.2021 года. Российские ученые создают гибридно-электрический летающий автомобиль с уникальными возможностями
Российский Фонд перспективных исследований анонсировал проект «Циклон», в рамках которого разрабатывается аэромобиль с циклическими движителями. «Циклокар» будет достигать 6,2 метра в длину и 6 метров в ширину и сможет поднимать в воздух до 600 килограммов груза или шесть пассажиров. Силовая установка может быть полностью электрической или гибридной. Расчётная дальность полёта составит 500 километров, максимальная скорость — 250 км/ч. Ожидается, что первый полет летающего автомобиля состоится в 2022 году.
В рамках проекта Фонда перспективных исследований создается аэромобиль «Циклокар» с оригинальными циклическими движителями. Разрабатывает его Институт теплофизики сибирского отделения Российской академии наук. К настоящему времени проведено предварительное проектирование машины и наземные испытания циклического движителя диаметром 1,5 метра. Такой тип привода отличают возможность быстрого изменения вектора тяги, компактные размеры и низкий уровень шума…Далее:
Гибридная силовая установка в составе Як-40ЛЛ на испытаниях6.02.2021 года. Гибридная силовая установка в составе Як-40ЛЛ на испытаниях
На аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории на базе самолёта Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, оснащенной электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП).

Владимир Барсук. Фото: ЧС-ИНФО
Специалисты СибНИА исследовали условия электромагнитной совместимости бортового и ВТСП-оборудования, проверили основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой. В ходе испытаний подтверждена правильность выбранных электротехнических решений, отмечена корректная совместная работа самолётного оборудования и ВТСП электродвигателя.
Сегодня проверяется взаимодействие двигательной установки с системами самолёта, — пояснил на взлётно-посадочной полосе перед началом наземных испытаний Директор СибНИА Владимир Барсук. – Важно проверить, как влияет работа силовой установки на системы самолёта. Таким образом мы начинаем проверять работоспособность электрического мотора: какую мощность он может выдать…далее:
23.12.2020 года. Як-40ЛЛ с инновационным электродвигателем готовится к первому полёту
В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и ЗАО «СуперОкс» в России разрабатывается авиационная интегрированная электроэнергетическая система на основе единой высокотемпературной сверхпроводниковой (ВТСП) платформы, состоящей из аккумуляторной батареи, ВТСП-кабеля, ВТСП-токоограничивающего устройства и ВТСП-электродвигателя[…] Далее:
18.11.2020г. Завершены стендовые испытания двигателя МГТД-150Э
Научно-производственное объединение “ОКБ им. М.П. Симонова” завершило 12 ноября комплекс приемо-сдаточных испытаний малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-150Э №001. В пресс-службе Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова сообщили, что двигатель разработан и изготовлен в рамках проекта Фонда перспективных исследований с применением аддитивных технологий и металлопорошковых композиций разработки ФГУП “ВИАМ”. В ходе испытаний зафиксированы параметры двигателя выше требований по Техническому заданию проекта. Максимальная тяга составила 151,6 кгс, что на 20% выше, чем у двигателя прототипа, при этом удельный расход топлива и температура газов за турбиной снижены на 10%, а масса двигателя не изменилась.
В ходе реализации проекта разработана, изготовлена и испытана линейка перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 килограмм-сил. Начало серийного производства силовых установок запланировано на 2021-2022 годы с учетом завершения стадии опытно-конструкторских работ в интересах государственного оборонного заказа.
Подробнее:
17.09.2020г. В Астраханской области испытали реактивный беспилотник с напечатанным двигателем
Первый демонстрационный полет реактивного беспилотного летательного аппарата ВМ «Дань» М, укомплектованного газотурбинным двигателем МГТД-125Э прошёл под Астраханью. Как сообщили в пресс-службе Фонда перспективных исследований, основные детали двигателя изготовлены в России методом 3D-печати.
Полет ВМ «Дань» М со взлетной массой 370 килограммов с двигателем МГТД-125Э выполнен согласно утвержденному полетному заданию. Продолжительность полета составила 19 минут, летательный аппарат достиг максимальной скорости в
Совместный проект Фонда перспективных исследований(ФПИ) и ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных и ракетных двигателей «Тантал» стартовал в ноябре 2015 года. В ходе реализации проекта разработана, изготовлена и испытана линейка перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 килограмм-сил. Начало серийного производства силовых установок запланировано на 2021-2022 годы с учетом завершения стадии опытно-конструкторских работ в интересах государственного оборонного заказа[…]
Источник подробнее:
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2.jpg 26 августа 2020 года. На «Армии-2020» впервые показали прототип циклолёта «Циклон» для ВДВ
Военно-технический форум «Армия-2020» стал местом презентации инновационного летательного аппарата. Представители Фонда перспективных исследований показали прототип циклолёта, который ляжет в основу полноразмерного аппарата для нужд армии.   На данный момент 60-килограммовый беспилотный аппарат проходит лётные испытания, отметил руководитель проекта Григорий Макеич. На данном этапе конструкторы заняты доработкой автоматического управления циклолёта. Следующим этапом станет установка гибридной силовой установки – с ней длительность полёта может достичь 1 часа, отметил Макеич. Приёмочные испытания прототипа запланированы на зиму 2021 года – комиссия будет оценивать соответствие аппарата заявленным характеристикам. Параллельно специалисты ФПИ разрабатывают полноразмерный движитель для пассажирского циклолёта. Григорий Макеич отметил, что новый аппарат рассчитан на перевозку шести человек – первый образец машины планируют представить к 2021 году[…]
Источник далее:
30 июля 2020 года. В России успешно испытали циклолет вертикального взлёта
В России успешно испытали беспилотный циклолет вертикального взлета и посадки, заявил гендиректор Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрей Григорьев.
«Недавно демонстратор аппарата впервые поднялся в воздух, испытания подтвердили работоспособность и перспективность данной несущей схемы», — цитирует его ТАСС.
По его словам, преимуществами циклолета перед вертолетами являются лучшая маневренность и значительно меньшие габариты, это позволяет ему действовать в непосредственной близости от зданий и других препятствий[…]
Далее:
А30 НПО Симонова мгтд-20 22 июля 2020 года. Изготовленный на 3D-принтере авиадвигатель прошёл испытания на БПЛА
В Татарстане на базе авиационного центра “Казанбаш” впервые в России прошли летные испытания газотурбинного двигателя МГТД-20, изготовленного методом 3D-печати, сообщили в пресс-службе Фонда перспективных исследований (ФПИ). Силовая установка с тягой 22 кгс разработана в рамках совместного проекта ФПИ и ФГУП “ВИАМ” при участии НПО им. Симонова[…]
Далее:
15 июля 2020 года. В России испытан авиационный электродвигатель на сверхпроводимости: самолёт-гибрид полетит в 2021 году
Как сообщает Фонд перспективных исследований(ФПИ), в России впервые в мире создан и испытан работающий от аккумулятора авиационный двигатель, созданный на основе технологий сверхпроводимости.
«В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и ЗАО „СуперОкс“ впервые в мире осуществлены лабораторные испытания элементов авиационной интегрированной электроэнергетической системы на основе единой высокотемпературной сверхпроводниковой (ВТСП) платформы, состоящей из аккумуляторной батареи, ВТСП-кабеля, ВТСП-токоограничивающего устройства и ВТСП-электродвигателя», — сообщили в Фонде.
В рамках проекта для демонстрации возможностей технологии разработаны электродвигатели мощностью 50 и 500 киловатт. Электропитание обеспечивалось за счёт аккумуляторной батареи высокой мощности. Испытания проводились в условиях имитации взлёта и посадки, а также в аварийных режимах. В ближайшее время систему планируют использовать в составе авиационной гибридной силовой установки, разработкой которой занимается Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова. Самолёт с ней поднимется в воздух уже в следующем году.Проект по созданию тяговых высокотемпературных электродвигателей на сверхпроводниках был запущен в декабре 2016 года. Реализуемые технологии позволят создавать полностью электрические летательные аппараты вроде аэротакси с вертикальным взлётом и морские суда. Электрические самолёты и вертолёты должны отличаться более совершенными эксплуатационными характеристиками, чем современные образцы авиационной техники[…]
Источник: Фонд перспективных исследований
22 апреля 2020 года. ДТ-60 НС. Российский электрический авиадвигатель для легких самолетов и беспилотников
ЦИАМ  и компания «Наука Софт» разработали электрическую силовую установку на основе литиевых аккумуляторов и электродвигателя мощностью 60кВт для легкого двухместного самолета «Сигма-4» взлетной массой 600 кг с электрической силовой установкой на 60 кВт (80 л.с.). Уже изготовлен и испытан на стенде компактный электродвигатель, система управления для него, блоки аккумуляторов. Для увеличения полетного времени до двух часов специалисты планируют впоследствии установить на него не только аккумуляторы, но и твердополимерные топливные элементы[…]
Далее подробнее: Электрический авиадвигатель ДТ-60 НС для БЛА
20 апреля 2020 года. В России вот-вот взлетит самолет – электролет с гибридным двигателем и на альтернативных видах топлива
Москва, ИА Neftegaz.RU. В России интенсивно обсуждается создание гибридной силовой установки (ГСУ) на альтернативных видах топлива для регионального самолета.
Об этом сообщил гендиректор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова (входит в НИЦ им. Жуковского) М. Гордин[…]
Далее подробнее: Проект гибридной силовой установки в России
10 февраля 2020 года. Робот «Федор» утомил российский экипаж МКС  Об этом сообщает
Космонавты «подустали» от робота «Федора» на борту МКС. Об этом на послеполетной пресс-конференции в Звездном городке рассказал Александр Скворцов, вернувшийся на Землю 6 февраля. «Когда я закрывал люк за ним, помахал, но без сожаления», — признался Скворцов. Он отметил, что человека в космосе «никто никогда не заменит». Хотя некоторые операции мог бы делать робот. Например, во время выходов в открытый космос.
Работа с «Федором» в некотором плане была абсолютно новой для космонавтов, отмечает РИА Новости. Это связано с тем, что на Земле не успели отработать все возможные варианты. Иногда был экспромт. Например, Александр Скворцов научил «Федора» вытирать пот полотенцем.
«Федор» был создан НПО «Андроидная техника» и Фондом перспективных исследований. Образец, о котором идет речь, провел на МКС две недели — в августе 2019 года. Позывной этого робота — Skybot F-850. Буква F обозначает принадлежность к семейству роботов «Федор». На МКС «Федор» участвовал в серии экспериментов, работал с дрелью и электрооборудованием.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Партизанх350х223.jpg 5 февраля 2020 года. В ФПИ рассказали о разработке самолета «Партизан»
Самолет со сверхкоротким взлетом и посадкой, разрабатываемый в России по заданию Фонда перспективных исследований (ФПИ), получил название “Партизан” он же “Летающий внедорожник”, рассказал в интервью РИА Новости глава научно-технического совета, заместитель генерального директора фонда Виталий Давыдов.
“Название “Партизан” родилось из возможностей этого летательного аппарата доставлять грузы на небольшую слабо оборудованную площадку, то есть решать задачу, которая актуальна для партизанских отрядов”, — пояснил Давыдов. В рамках этого проекта проводятся работы по созданию самолета сверхкороткого взлета и посадки.
“Это будет турбовинтовая машина, в которой за счет дополнительных винтов обеспечивается обдув крыла, что повышает подъемную силу. Такой самолет сможет взлететь практически с места”, — сказал он.
Ранее сообщалось, что дальность полета самолета составит тысячу километров при скорости в 250 километров в час, максимальная скорость — 315 километров в час, вес полезной нагрузки — до 500 килограммов.
Первый полет демонстратора самолета, как сообщалось, намечен на 2022 год.(это уже не первое сообщение…)

В ФПИ рассказали о планах испытаний самолета с электродвигателем
Первый демонстрационный полет самолета с электродвигателем на основе сверхпроводников состоится в 2020-2021 годах, рассказал в интервью РИА Новости глава научно-технического совета, заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (ФПИ) Виталий Давыдов.
Ранее в ФПИ сообщили, что полёт первого в России самолёта-лаборатории с электродвигателем планируется осуществить в 2020 году.
“Мы рассчитываем, что первый испытательный полет летающей лаборатории с нашим двигателем состоится в 2020-2021 годах. Эти работы проводятся под эгидой Минпромторга России. Дальнейшая разработка электросамолетов будет прерогативой российских авиаконструкторов и Объединенной авиастроительной корпорации”, — сказал он.
Совместный проект Фонда перспективных исследований и ЗАО «СуперОкс» по созданию высокотемпературного электродвигателя на сверхпроводниках стартовал в декабре 2016 года. Реализуемые технологии открывают возможности по созданию «полностью электрических» летательных аппаратов, таких как аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой и электрических морских судов. В рамках проекта для демонстрации возможностей технологии разработаны образцы электродвигателей мощностью 50 кВт и 500 кВт.
МГТД-20 27 декабря 2019 года. БПЛА с напечатанным на 3-d принтере двигателем взлетит в 2020 год
В ноябре 2015 года стартовал совместный проект Фонда перспективных исследований (ФПИ) и ВИАМ по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных двигателей от 10 до 150 кгс.
В рамках этого проекта создана технология изготовления деталей малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД) и прочих газотурбинных установок методом послойного лазерного синтеза с использованием металлопорошковых композиций жаропрочных и алюминиевых сплавов. Время изготовления основных элементов двигателей благодаря новой технологии удалось сократить в 20-30 раз при более чем двукратном снижении стоимости их производства.
В 2019 году на базе Опытно-конструкторского бюро им. М.П. Симонова (г. Казань) успешно прошли стендовые испытания МГТД с тягой до 150 кгс, которые подтвердил заданные характеристики. В частности, были обеспечены требуемые параметры тяги, удельного расхода топлива, приёмистости с режима малого газа до максимальной тяги. Более 70% деталей двигателя изготовлены методом послойного лазерного синтеза с использованием новых отечественных металлопорошковых композиций жаропрочных и алюминиевых сплавов.
«В процессе испытаний успешно протестированы малогабаритные двигатели с тягой до 150 кГс, которые подтвердили требуемые характеристики. Ключевые элементы данных силовых установок изготовлены методом послойного лазерного сплавления с использованием новых отечественных металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов», – сказали в ФПИ.
Как отметил глава ФПИ Андрей Григорьев, технологии 3D-печати имеют широкие перспективы внедрения в военном и гражданском секторах экономики. «Результаты проекта убедительно подтверждают эффективность применения аддитивных технологий для производства сложноконструкционных изделий. Очевидно, что эти технологии будут востребованы не только в авиастроении, но и других отраслях – нефтегазодобыче, автомобилестроении, судостроении, медицине», – сказал Андрей Григорьев.
В январе-феврале 2020 года пройдут демонстрационные лётные испытания лёгкого БПЛА с изготовленным на 3D-принтере газотурбинным двигателем[…]
По теме: Изготовленный на 3D-принтере авиадвигатель МГТД -20 прошёл испытания на БПЛА (22 июля 2020г)
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04_18-22-05.png 25 декабря 2019 года. Состоялись испытания изготовленных методом 3D-печати авиационных двигателей
На базе АО «Научно-производственное объединение “Опытно-конструкторское бюро им. М. П. Симонова”» (г.Казань) прошли стендовые испытания малоразмерных газотурбинных двигателей, изготовленных методом 3D-печати. Технология производства силовых установок разработана в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ»).
В процессе испытаний успешно протестированы малогабаритные двигатели (МГТД) с тягой до 150 кгс, которые подтвердили требуемые характеристики. Ключевые элементы данных силовых установок изготовлены методом послойного лазерного сплавления с использованием новых отечественных металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов.
По итогам испытаний 25 декабря в Казани прошло совещание с участием представителей Фонда перспективных исследований, ФГУП «ВИАМ», правительства Татарстана, организаций и ведомств, являющихся потенциальными потребителями результатов проекта.  
Как отметил на встрече глава ФПИ Андрей Григорьев, технологии 3D-печати имеют широкие перспективы внедрения в военном и гражданском секторах экономики. «Результаты проекта убедительно подтверждают эффективность применения аддитивных технологий для производства сложноконструкционных изделий. Очевидно, что эти технологии будут востребованы не только в авиастроении, но и других отраслях – нефтегазодобыче, автомобилестроении, судостроении, медицине», – сказал Андрей Григорьев.
Демонстрационные летные испытания МГТД запланированы на январь-февраль 2020 года. В качестве летающей лаборатории будет использован легкий беспилотный летательный аппарат.
Совместный проект Фонда перспективных исследований и ФГУП «ВИАМ» по разработке материалов нового поколения для аддитивных технологий изготовления конструктивных элементов авиационных и ракетных двигателей стартовал в ноябре 2015 года. В рамках проекта создана технология изготовления деталей МГТД и прочих газотурбинных установок методом послойного лазерного сплавления с использованием металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов. Ряд разработанных сплавов по прочностным характеристикам превосходит зарубежные аналоги более чем на 20%. Время изготовления основных элементов двигателей благодаря новой технологии удалось сократить в 20-30 раз при более чем двукратном снижении стоимости их производства.
Аддитивные технологии (Additive Manufacturing – от слова аддитивность – прибавляемый) – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3d технологий. Изобретение принадлежит Чарльзу Халлу, в 1986 г.
30 ноября 2019 года. Первый российский “циклолет” поднимется в небо в 2020 году
Научно-технический совет Фонда перспективных исследований утвердил проект создания демонстратора беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими движителями. Головным исполнителем проекта выступит Институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук, в кооперацию соисполнителей вошли Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина, компании «АВАКС-Геосервис» и «Флэш-М» (г.Красноярск).
Попытки создания летательных аппаратов с циклическими движителями предпринимались с начала ХХ века. Первый в мире циклолет, разработанный инженером Евгением Сверчковым, был построен в России в 1909 году. Реально летающие прототипы начали появляться лишь в последнее десятилетие в исследовательских центрах Южной Кореи, Австрии, США и КНР.
«Все существующие сегодня циклолеты – это легкие БПЛА со значением удельной тяги на уровне вертолетной техники,- рассказывает руководитель проекта ФПИ Ян Чибисов, – в ходе реализации завершенного недавно аванпроекта «Вертикаль» нам удалось показать перспективность применения циклических движителей для создания более тяжелой техники вертикального взлета и посадки. На данный момент разработана конструкция движителя, изготовлен и испытан его действующий макет, определены компоновка летательного аппарата и его летно-технические характеристики, созданы алгоритмы автоматической системы управления».
Основными особенностями летательных аппаратов вертикального взлета и посадки с циклическими движителями по сравнению с вертолетной техникой являются возможность работы в ограниченных условиях за счет защищенности движителей от соударений с препятствиями, способность причаливания к вертикальным поверхностям, взлет и посадка с наклонных поверхностей и более высокая маневренность. Как показало математическое моделирование, циклолет по ряду ключевых параметров превосходит и схожие с ним по компоновке мультикоптеры. В частности, при одинаковых габаритах и взлетной массе, циклолету требуется гораздо меньшая мощность двигателя при почти вдвое большей массе полезной нагрузки.  
Летные испытания демонстратора беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими движителями запланированы на 2020 год. Как ожидается, оснащенная гибридной силовой установкой машина в ходе испытаний будет выполнять функциональные задачи по транспортировке грузов и мониторингу, а также подтвердит все выше заявленные преимущества нового типа летательных аппаратов – циклолетов
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - samolet1х350х197.jpg 9 октября 2019 года. Научно-технический совет ФПИ одобрил проект самолета сверхкороткого взлета и посадки
Состоялось очередное заседание научно-технического совета Фонда перспективных исследований (ФПИ). Участники заседания одобрили к реализации проект по разработке демонстратора транспортного самолета сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой.
Полет демонстратора транспортного самолета сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкойЛетающий внедорожник” , включая взлет и посадку, может осуществляться под управлением оператора, не имеющего специальных летных навыков, а также в полностью автоматическом режиме. Первый полет демонстратора намечен на 2022 год[…]
Далее:
5 сентября 2019 года. Эксперт: РФ опережает иностранцев в создании электродвигателя для авиации 
Россия на пять лет опережает зарубежных конкурентов в создании электрического авиационного двигателя большой мощности, заявил РИА Новости генеральный директор компании «СуперОкс» Сергей Самойленков.
Ранее сообщалось, что электрический двигатель на высокотемпературных сверхпроводниках создается в России по заказу Фонда перспективных исследований. Полет летающей лаборатории с таким мотором планируется осуществить в России в 2020 году.
“Зарубежные конкуренты также разрабатывают электродвигатели для авиации. В 2021-2022 годах электродвигатель предыдущего поколения, без сверхпроводников, должен быть испытан на летающей лаборатории в Европе. Наш электродвигатель отличается использованием новых материалов — сверхпроводников. Они делают возможным создавать электродвигатели большой мощности при малых размерах и массе. Такие двигатели могут быть созданы и испытаны в полете нашими конкурентами лет через пять. Мы же планируем проведение испытаний на летающей лаборатории уже в следующем году”, — рассказал Самойленков.
По его словам, сверхпроводники не имеют электрического сопротивления и позволяют передавать рекордно высокую плотность тока. Это позволяет повысить эффективность таких установок и снизить их массогабаритные параметры по сравнению с обычными электродвигателями. «Такая установка открывает в авиации новую страницу, потому что позволяет проектировать и создавать самолеты на электрической тяге. Это позволит реализовать в авиации те же принципы, что и в электромобилях», — сказал Самойленков.
По его словам, применение подобных двигателей позволяет экономить, по разным расчетам, от 15 до 75 процентов топлива, пропорционально снизить шум и количество вредных выбросов. «Это может изменить рынок гражданской авиации на ближайшие годы и десятилетия. Тема горячо интересует всех: Airbus, Boeing, НАСА и Японское космическое агентство, всех российских авиапроизводителей. Все уверены, что за этим будущее. Только некоторые думают, что оно наступит завтра, кто-то — послезавтра, а мы думаем, что оно уже наступило», — сказал глава компании.

В России создадут первый летающий автомобиль
Специалисты проектной лаборатории Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина займутся разработкой первого в России летающего автомобиля. Об этом сообщили в пресс-службе Фонда перспективных исследований (ФПИ), передает в субботу, 5 октября, РИА Новости.
Отмечается, что ученым предстоит создать «демонстратор транспортного беспилотника сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой (“летающий автомобиль”)».
Согласно планам, дальность полета аппарата составит тысячу километров, максимальная скорость — свыше 300 километров в час, а вес полезной нагрузки — до 500 килограммов. Машина будет способна взлетать и приземляться на площадку размером 50 на 50 метров с высотой препятствий до 15 метров.
Предполагается, что в ближайшие четыре года специалисты определят технический облик автомобиля и создадут его полномасштабный демонстратор, проведут испытания моделей в аэродинамических трубах, а впоследствии — полный комплекс наземных и летных испытаний.
Отмечается, что о планах по созданию «летающего внедорожника» он же “партизан” два года назад заявил ведущий консультант направления физико-технических исследований ФПИ Ян Чибисов. Он пояснял, что машина с автоматической системой управления сможет поднимать до тысячи килограммов и перевозить грузы и пассажиров, в том числе, в рамках спасательных операций.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-1.jpg19 июля 2019 года. Завершен первый этап проекта ФПИ по созданию демонстраторов летательных аппаратов вертикального или сверхкороткого взлета и посадки
Исполнители данного проекта отобраны по результатам всероссийского конкурса, проведенного ФПИ в декабре 2016-го — мае 2017 года. Обе команды предложили оригинальные решения, не затрагивающие мировой мэйнстрим в области разработки аппаратов внеаэродромного базирования, — конвертопланы и мультикоптеры. Теперь можно говорить о том, что данные решения подтверждены расчетным и экспериментальным путем, а главное — реализованы в виде законченных обликов летательных аппаратов “циклолетов”.
Результаты работ в виде обоснованных технических обликов демонстраторов представлены расширенной комиссии с участием представителей авиационной и вертолетной отраслей промышленности, Министерства обороны и МЧС России.

Первый полет “летающего внедорожника” он же “партизан”, который может найти применение в Минобороны и МЧС, намечен на 2022 год. Этот летательный аппарат сможет взлетать и садиться на площадку размером 50 метров с высотой препятствий на границе до 15 метров. Дальность полета составит тысячу километров при скорости 250 километров в час, максимальная скорость — 315 километров в час, вес полезной нагрузки — до 500 килограммов.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04.jpg 11 июля 2019 года. Завершена разработка новейшей системы контроля состояния конструкции авиатехники
Фонд перспективных исследований (ФПИ) совместно с “ООО “НИЦ “ИРТ”” завершил разработку новейшей системы контроля состояния конструкции авиатехники на основе принципов работы нервной системы живых организмов.
Возможности разработанной фондом встроенной системы неразрушающего контроля авиационных конструкций позволят в реальном времени делать оценку текущего состояния лайнера и прогнозировать оставшийся срок службы композитных деталей самолета, что существенно повысит безопасность полетов современной авиации.
Система контроля разработана по аналогии с нервной системой живых организмов: в структуру композиционного материала будут встраиваться чувствительные к механическим воздействиям оптические волокна, объединенные в сеть.
Далее информация о состоянии конструкции летательного аппарата в онлайн-режиме будет передаваться по лазерному лучу, распространяющемуся внутри оптического волокна, вплетенного в конструкцию авиатехники. Способность чувствительных элементов оптических волокон улавливать незначительные колебания конструкции самолета в воздухе и на земле повысит безопасность полетов, так как позволит быстро обнаруживать возникающие дефекты конструкций и оценивать их характер, заключил Успенский.
Работа большинства существующих сейчас аналогичных систем основана не на оптоволоконных технологиях, а на электронных датчиках, встроенных в определенные узлы и агрегаты авиатехники.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-1.jpg 30 мая 2019 года. Самолет со сверхкоротким взлетом и посадкой поднимется в небо в 2022 году
Фонд перспективных исследований и компания «ПромСервис» (г.Истра) подготовили аванпроект самолета со сверхкоротким взлетом и посадкой (ССКВП) “Летающий внедорожник” он же “партизан”. Перспективная машина сможет производить взлет и посадку на площадку размером 50 метров с высотой препятствий на границе до 15 метров. В аппарате применена схема активного обдува несущих поверхностей с помощью десяти распределенных по передней кромке крыла воздушных винтов с электроприводом. Дальность полета составит 1000 километров при скорости в 250 километров в час (максимальная скорость-315 км/ч), вес полезной нагрузки — до 500 килограммов. Пилотирование самолета может осуществляться как оператором, так и в автономном режиме, при этом оператору не требуются специальные летные навыки. Первый полет демонстратора машины намечен на 2022 год.

Также Фондом перспективных исследований и компанией «Флэш-M» (г.Красноярск) подготовлен аванпроект циклолета — беспилотного летательного аппарата вертикального взлета посадки с несущей системой на основе четырех циклических движителей (роторов). Грузоподъемность БЛА составит 250 килограммов, максимальная скорость — 145 километров в час, дальность полета — 300 километров. Среди главных преимуществ циклолета перед вертолетом — лучшая маневренность, значительно меньшие габариты и защищенные движители, что позволяет перспективной машине действовать в непосредственной близости от зданий и других препятствий. Летные испытания демонстратора циклолета состоятся в 2022 году.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04_18.jpg 6 февраля 2019 года. Разработан высотный авиационный роторно-поршневой двигатель с уникальными удельными характеристиками
В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова разработан перспективный авиационный односекционный турбированный роторно-поршневой двигатель (РПД). При рабочем объеме 0,4 литра и весе роторно-статорного модуля РПД в 28 килограммов достигнутое при моторных определительных испытаниях максимальное пиковое значение мощности составило более 120 лошадиных сил.
Основная задача, которая стояла перед разработчиками нового двигателя – ликвидация недостатка РПД, а именно низкого ресурса основных элементов двигателя и повышение общего ресурса силовой установки при улучшении ее высоких удельных характеристик. Решение состояло в применении в конструкции композиционных металлокерамических материалов нового поколения с высокими физико-механическими характеристиками. Композиты, в частности, применены в износостойкой вставке статора, радиальных, маслосъемных и торцевых уплотнениях ротора, подшипниковых узлах, износостойком покрытии эксцентрикового вала.
В двигателе также используется специально разработанная уникальная система турбонаддува, часть ее элементов изготовлена с помощью аддитивных технологий  с использованием отечественного сырья. Также разработана отечественная электронная система управления двигателем и спроектирована современная система топливоподачи.
Правильность выбора указанных конструкторских и технологических решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по утвержденным методикам Центрального института авиационного моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1000 часов и полный ресурс – 5000 часов.
Также в ходе высотно-климатических испытаний на уникальном стенде УВ-3К с термобарокамерой подтверждена возможность стабильной эксплуатации РПД в широком диапазоне температур — от -63,8°С до +52°С и высот — до 10 000 метров, а также возможность поддержания взлетной мощности до высоты 7 000 метров. Двигатель способен работать на различных видах топлива, в том числе на газе, авиационном и автомобильном бензине.
Основные сферы применения перспективного двигателя— беспилотные летательные аппараты, легкомоторная авиация, робототехнические платформы различного назначения, в составе генераторов гибридных силовых установок, в качестве лодочных и автомобильных моторов.
Интерес к инновационной разработке российских ученых уже проявили ведущие предприятия авиастроительной отрасли, компании, специализирующиеся на производстве техники для активного отдыха, и представители Министерства обороны Российской Федерации.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-11-04_18-43-24.png6 октября 2018 года. Сформирована проектная лаборатория перспективных летательных аппаратов
В Новосибирске в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» сформирована проектная лаборатория перспективных летательных аппаратов.
Специалистам лаборатории предстоит создать демонстратор транспортного беспилотного летательного аппарата, как выясняется далее название у него “Летающий внедорожник” он же “партизан” сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей. Летательный аппарат сможет взлетать и садиться на площадку размером 50 метров с высотой препятствий на границе до 15 метров. Дальность полета составит тысячу километров, максимальная скорость — свыше 300 километров в час, вес полезной нагрузки — до 500 килограммов.
«На ближайшие 4 года запланированы работы по определению технического облика летательного аппарата, проведению испытаний моделей в аэродинамических трубах, созданию полномасштабного демонстратора машины, а также проведению комплекса его наземных и летных испытаний», – рассказал руководитель проекта Фонда перспективных исследований Григорий Макеич.
Начало пути деятельности ФПИ: с 2012 года